...





Навигация


Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

23 января

О способах

акакий павлович синичкин
все время спрашивал а как
ему конечно отвечали
но он не понимал ответ

Перейти ко всем записям

Новости культуры от Яндекса



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Учебная программа курса "Теория и методика редактирования литературного произведения"

Учебная программа курса "Теория и методика редактирования литературного произведения"
  1. 1. Сущность и задачи редактирования

  2. 2. Предмет, механизм и общая структура редакторского анализа текста

  3. 3. Структура редакторского анализа по единицам текста

  4. 4. Структура редакторского анализа текста по целям аналитических действий (при оценке рукописи)

  5. 5. Структура редакторского анализа текста по целям аналитических действий (для улучшения рукописи)

  6. 6. Структура редакторского анализа по сторонам (качествам) текста

  7. 7. Общая схема редакторского анализа и редактирования

  8. 8. Основные условия высокого качества и эффективности редактирования

  9. 9. Анализ и оценка композиции произведения

  10. 10.Анализ и оценка рубрикации

  11. 11. Анализ и оценка фактического материала

  12. 12. Анализ и оценка текста с логической стороны

  13. 13. Анализ и оценка языка и стиля Часть 1, Часть 2

  14. 14. Методика правки текста

  15. 15. Зарождение редактирования. Понятие редактирования, его природа и информационно-коммуникативная сущность. Проявления редактирования на дописьменном этапе коммуникации. Признаки редактирования на раннем письменном этапе и ранней стадии славянской письменности.

  16. 16. Развитие редактирования в период летописания и становления древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как пример единения авторского и редакторского мастерства. Свидетельства возможного редактирования летописных сочинений.

  17. 17. Общая оценка редактирования в древнекнижный период, роль переписчиков и переводчиков. Следы редакторской правки русских рукописных книг 15-16вв. Участие Максима Грека, митрополита Макария, Ивана Грозного в редакторской работе, их вклад в развитие редактирования.

  18. 18. Свидетельства редакторского подхода к оформлению первопечатных книг. Первопечатники Франциск Скорина и Иван Федоров и их вклад в редакционно-издательское дело и редактирование.

  19. 19. Редакторские начала в издательской деятельности России 17 века. Общая характеристика книжного дела России 17 века. Рукописная и печатная книга. Элементы редактирования в подготовке рукописной книги. Деятельность Московского печатного двора. Тематика и виды изданий.

  20. 20. Организация подготовки изданий на Московском печатном дворе. Работа справщиков. Обучение кадров для издательского дела России.Выпуск богословских и светских книг. Формирование учебных изданий. Выпуск букварей и грамматик. «Уложение Государя Алексея Михайловича» - первый печатный свод законов. Редакторская деятельность Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева.

  21. 21. Развитие редактирования в издательской практике России 18 века. Преобразования в издательском деле начала века. Развитие типографского дела. Введение гражданского шрифта. Расширение числа читателей, рост выпуска отечественной литературы, расширение репертуара переводной литературы.

    22. Петр I как организатор книгоиздания. Редакционно- издательская деятельность Петра I Выпуск зарубежной литературы. Требования Петра I к качеству переводов: краткость, точность, простота изложения. Значение «Указа о вольных типографиях» (1783г.) для развития издательского дела.

  22. 23. Редакционно-издательская и переводческая деятельность Феофана Прокоповича, Я. В. Брюса, Федора Поликарпова, М. П. Аврамова. Вклад в развитие редактирования А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Редакционно-издательская деятельность Н. И. Новикова.

  23. 24. Редакторская деятельность в издательском деле России первой трети 19 века. Общая характеристика книгоиздания. Редакторские аспекты подготовки альманахов. К. Рылеев и А. Бестужев – редакторы альманаха «Полярная звезда».

  24. 25. Журнальные издания. Работа Н. М. Карамзина в журнале «Вестник Европы». Опыт редактирования журнала «Сын Отечества». Редактирование и издание научно-популярных журналов. Просветительская и редакторская деятельность Н. А. Полевого. Редактирование и издание «провинциального» журнала «Библиотека для чтения». Формирование книжных изданий. Разработка принципов издания собраний сочинений.

  25. 26. А. С. Пушкин-редактор. Редактирование «Литературной газеты». Альманах «Современник» (структура издания, авторский состав, читатели).
  26.  Разработка Пушкиным принципов оценки литературного произведения. Работа Пушкина с авторами, его пометы на полях рукописи.

  27. 27. Формирование принципов редактирования в издательской практике России 40-50-х годов 19 века. Общая характеристика книгоиздания. Усиление роли редактора в формировании изданий. Журналы «Отечественные записки» и «Современник» как общественно- политические издания. Значение деятельности В. Г. Белинского для развития редактирования.

  28. 28. Н. А. Некрасов – редактор. Разработка Некрасовым принципов отбора произведений в издания.

  29. 29. Русская бесцензурная печать за границей. Деятельность Вольной русской типогра- фии. Редакторская работа А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Издание альманаха «Полярная звезда» и газеты «Колокол» (структура изданий, авторы, читатели).

  30. 30. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов 19 века. Общая характеристика книгоиздания. Расширение репертуара изданий. Легальная и нелегальная печать. Проблемно-тематический и видо-типологический состав книжных изданий. М. Е. Салтыков-Щедрин – редактор.

  31. 31. Издательская деятельность Н. Г. Чернышевского. Просветительская деятельность Д. И. Писарева. Разработка принципов пропаганды научных знаний.

  32. 32. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов 19 века. Общая характеристика книгоиздания. Видовая и проблемно-тематическая структура выпуска изданий. Выпуск «изданий для народа». Формирование серийных изданий, развитие научно- популярной и справочной литературы.

    33. Характеристика читателя. В. Г. Короленко – редактор. Работа В. Г. Короленко с начинающими авторами.

  33. 34. Редакторский опыт А. П. Чехова. Формирование А. П. Чеховым критериев оценки литературно-художественного произведения.

  34. 35. Особенности развития редакторской школы в начале 20 века (1900-1917). Общест венно-историческая характеристика периода. Социально-политические, экономические, философские и идейно-эстетические факторы, определявшие особенности развития редактирования. Влияние на редакционно-издательскую практику концентрации и специализации книгоиздания, тенденции в развитии журналистики и литературных процессов, формирование литературных школ, направлений, течений. Усиление роли редактора в редакционно-издательском процессе и дифференциация его труда.

    36. Развитие процесса привлечения к редактированию и подготовке научных и научно-популярных изданий видных ученых и специалистов. Решение проблемы авторской индивидуальности в редакторской работе. Тенденции и специфика редакционно-издательской подготовки журнальных и книжных изданий. Редактор как организатор редакционно-издательского процесса и его роль в формировании массива изданий. Выработка критериев, расширение и качественное совершенствование системы оценок редактируемых литературных произведений с учетом их жанровой специфики.

  35. 37. Редакторский опыт в советский период. Общая характеристика советской издательской системы, ее воздействия на формирование методологической базы редактирования, формы и методы работы редактора. Неоднозначность и историческая обусловленность ре- дакторской работы на разных этапах общественной жизни.

  36. 38. Творческий и организационный опыт писателей как источник для анализа пути развития редакторской деятельности в советский период. Редакторская деятельность А. М. Горького, В. Я. Брюсова, А.А. Блока.

  37. 39. Основные этапы формирования принципов редактирования. Развитие редактирова- ния отдельных видов литературы. Значение опыта редакционно-издательской деятельности С. И. Вавилова, А, Е. Ферсмана, В. А. Обручева и других известных ученых для научного книгоиздания и решения задач популяризации научных знаний.

  38. 40. Роль С. Я. Маршака в создании методологии и методики редактирования детской литературы. Развитие редактирования в области художественной литературы (опыт К. М. Симонова, А. Т. Твардовского), формирование требований к редактору.

  39. 41. Редакторская деятельность в современных условиях. Современный редактор как специалист в области издательского дела и редактирования, условия его успешной работы. Системность редакторской деятельности. Цель деятельности и книга как системообразую- щие факторы редакционно-издательского процесса. Специфические характеристики книги как продукта редакторского труда требования к ней. Составляющие работы редактора над созданием книги; замысел литературного произведения и концепция издания, их определяющее влияние на содержание работы редактора.

  40. 42. Собственно редакционное, организационно-управленческое, информационное и маркетинговое направления в деятельности редактора, их задачи и содержание, ролевые функции редактора. Требования, предъявляемые к современному редактору, его профессио- нальной подготовке и личностным качествам. Категории редакторов, определяемые их ро- лью при подготовке издания.

  41. 43. Издание как объект редакционно-издательской деятельности. Понятие издания. Издание и литература, виды литературы, издание понятийной и художественной литературы. Книжные и журнальные издания. Видовая характеристика книжных изданий, их классификация. Виды журнальных изданий.

  42. 44. Типовая структура и состав издания, основная часть и аппарат издания. Литера- турное произведение (совокупность произведений) как содержательная основа издания. Жанры литературных произведений. Методологическая роль концепции издания в его редакторской подготовке, информационная основа ее разработки. Моделирование издания, принципы формирования изданий. Жанры книжных изданий; понятие серии. Дополнительные материалы, реклама в изданиях.

  43. 45. Редакторская подготовка литературно-художественного издания. Понятие литера- турно-художественного издания. Предмет, читательский адрес, целевое назначение литературно-художественного издания. Книжные, журнальные, газетные публикации произведений художественной литературы.

  44. 46. Вид и тип литературно-художественного издания. Виды литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание). Особенности работы редактора над каждым из них. Типы литературно-художественных книжных изданий: научный, научно-массовый, массовый. Особенности работы редактора над изданиями различных типов.

  45. 47. Серийные издания художественной литературы, особенности их редакционно-издательской подготовки.

  46. 48. Работа редактора над переизданием и новым изданием. Особенности работы над серийным изданием.

  47. 49. Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание.

  48. 50. Литературно-художественное произведение как процесс, задачи и роль редактора в его публикации. Учет в работе редактора специфики восприятия литературно- художественного произведения и его влияния на личность.

  49. 51. Идейно-эстетическая ценность произведения. Единство содержания и формы. Понятие художественной правды. Критерий художественности его составляющие (эмоциональная емкость, изобразительная точность, целостность и др.) .

  50. 52. Общая методика редакторского анализа. Сочетание объективного и субъективного моментов в оценке произведения. Связь редакторского и литературно-критического анализа произведения. Структура анализа – от авторского замысла к его воплощению, обратно- поступательный ход анализа.

  51. 53. Целостность издания как критерий его оценки. Художественная концепция авторского произведения и общий замысел издания. Особенности моделирования литературно- художественного издания.

  52. 54. Работа редактора над аппаратом издания. Виды сопроводительных статей, комментариев, указателей. Работа над аппаратом издания различных типов и видов.

  53. 55. Иллюстрация в литературно-художественном издании. Разработка редактором принципов иллюстрирования. Оценка содержания и качества иллюстраций. Работа с художественным редактором и художником.

  54. 56. Редакторская подготовка издания для детей и юношества. Понятие «детская и юношеская литература», «литература для детей и юношества», «круг детского и юношеского чтения». Литературоведческие, педагогические, психофизические основания, определяющие подготовку изданий для детей и юношества.

  55. 57. Предмет, читательский адрес, целевое назначение изданий для детей и юношества. Видовая и проблемно-тематическая структура репертуара изданий для детей и юношества.

  56. 58. Художественная литература как историческая база формирования книги для детей. Издание научно-популярной, справочной, «деловой» литературы для детей.

  57. 59. Редакторская подготовка изданий для детей с учетом возрастных особенностей читателей. Учет в работе редактора педагогических, воспитательных аспектов изданий, специфики интереса и воспитания детей.

  58. 60. Подготовка сборника, издания одного произведения, собрания сочинений, серийного издания. Принципы формирования серий «Золотая библиотека», «Школьная библиотека».

  59. 61. Работа редактора над иллюстрациями. Подготовка книжки-картинки, книжки- игрушки.

  60. 62. Требование к языку книги для детей. Работа редактора над аппаратом изданий для детей и юношества.

  61. 63. Редактор как организатор массива изданий.

Основная литература

  • Дэвис Джилл. Отбор и оценка рукописей / [пер. с англ. М. В. Лапшинова ; науч. ред. пер. Н. Г. Николаюк, О. В. Коланькова]. - Москва : Университетская книга, 2008. - 227 с. : ил. - 37 (Школа издательского бизнеса). - Библиогр.: с. 225-227. - Доп. тит. л. англ. - ISBN 978-5- 9792-005-7.
  • Д.Э. Розенталь. – Справочник по правописанию и литературной правке М.: 2010. – 360 с.
  • Сбитнева А. А. Литературное редактирование : история, теория, практика : учебное пособие : для студентов вузов, обучающихся по специальности 071201 - Библиотечно- инфомационная деятельность. Дисциплина СД.Ф.03 -"Аналитика текста" . - 2-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2011. - 204, [1] с. - Библиогр.: с. 204-205 (23 назв.) и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-02-034587-4 (Наука).

Нормативные документы

  • ГОСТ 7.4-95. Издания. Выходные сведения.
  • ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
  • ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения. Стандарты по издательскому делу. Сб. /Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Юристъ, 2009. 376 с.

Учебники и учебные пособия

  1.  Голуб И. Б. Литературное редактирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. - 432 с. - 978-5-98699-106-1. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84873
  2.  Сбитнева, А. А. Литературное редактирование. История, теория, практика [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Сбитнева. - М.: Флинта, 2009. - 104 с. - 978-5-9765- 0768-5. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83547
  3. Мильчин А.Е. Методика редактирования текста. Учебник. 3-е изд. М.: Логос,2005. Редакторская подготовка изданий / Под ред С.Г. Антоновой. Учебник. М.: Логос, 2004.
  4. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. 2-е изд. М.: Олма-Пресс, 2004. Энциклопедия книжного дела. 2-е изд. М.: Юристъ,2004.
  5. Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги. М.: Логос, 2002. Книга: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 799 с.
  6. Беловицкая А.А. Общее книговедение: Учеб. пособие. - М.: МГУП, 2000 (или предыдущие издания). - 256 с. Типология изданий. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1990. - 231 с.
  7. Гречихин А.А. Общая библиография: Учебник. М.: МГУП, 2000. 588 с.
  8. Лавров Н.П. Издания художественной, детской литературы, по искусству, филологии: Учеб. по- собие. М.: Книга, 1979. 264 с.
  9. Редактирование отдельных видов литературы: Учебник. М.: Книга,1987. 398 с.

история письменности, основные функции языка, личность, 1917 г, функции языка, теория литературы, структура языка, слово о полку игореве, москва, литература, литература 18 века, история русской литературы 19 века, история литературы, история России, жанры русской литературы, библиография, произведение, формы, слово27.02.2016, 824 просмотра.

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*