...





Навигация


Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

18 января

О расставании

уйди прошу из моей жызни
и все подарки забери
магнитик ластик шпроты в банке
и выдерни из стенки гвоздь

Перейти ко всем записям

Новости культуры от Яндекса



Взять и поделиться:


Основные компоненты плана содержания предложения. Речевые акты

Основные компоненты плана содержания предложения. Речевые акты

План содержания предложения состоит из компонентов, различающихся по характеру заключенной в них информации. Это связано с многообразием функций, выполняемых языком. Функции языка быть средством отражения, моделирования внеязыковой действительности (когнитивной функции) соответствует определенный компонент плана содержания предложения — пропозициональный.

Сравним следующие предложения: (1) Петя уезжает. (2) Петя уезжает ? (3) Уезжай, Петя. (4) Уехал бы Петя.

При всем различии значений этих предложений в них есть существенная общая часть. Все они называют некоторый объект Петя и приписывают ему некоторое свойство. Этот компонент, отражающий внеязыковую ситуацию, описываемую предложением, можно называть его объективным содержанием, в отличие от прочих компонентов, которые так или иначе связаны с отношением говорящего к описываемой ситуации, и потому относятся к сфере субъективного.

За объективным компонентом содержания предложения закрепилось название пропозиционального компонента или же просто пропозиции предложения. Это отображение некоторой ситуации, некоторого фрагмента действительности.

Такое отображение осуществляется благодаря тому, что основу пропозиции образует структура, изоморфная структуре ситуации - предикатно-аргументная, или реляционная структура. В структуре пропозиции выделяются два основных типа составляющих — термы (имена), которые отображают сущности, объекты, являющиеся участниками ситуации, и предикаты, обозначающие свойства объектов и отношения между ними. Предикат является главным, определяющим элементом в структуре пропозиции, поскольку ситуация определяется не объектами, которые в ней участвуют, а теми отношениями, в которых они находятся. Термы, обозначающие обязательных участников ситуации, определяемой некоторым предикатом, называются аргументами этого предиката, или его актантами. Помимо актантов в реляционную структуру пропозиции факультативно могут входить термы, обозначающие разнообразные обстоятельства ситуации, называемые сирконстантами.

Классификация предикатов по характеру связи обозначаемых ими ситуаций со временем:  

  • - состояния  (статические, не меняющиеся с течением времени ситуации),  
  • - деятельности (длящиеся динамические ситуации, не имеющие ест.предела),
  • - исполнения (длящиеся динамические ситуации, имеющие естественный предел),  
  • - достижения (динамические ситуации, состоящие в мгновенном переходе от одного положения дел к другому).

По своей семантической сущности термы делятся на:

  1. 1) термы, непосредственно отсылающие к конкретным индивидуализированным объектам. Он любит ее.
  2. 2) собственные имена,
  3. 3) дескрипции — именные группы типа человек, вершиной которых является общее имя, называющее то множество, к которому принадлежит обозначаемый объект.

В естественном языке имеется много слов с количественным значением - кванторных слов (каждый, любой, много, мало, большинство, меньшинство, оба, всегда, иногда). Значение таких слов естественного языка описывается с помощью семантических единиц, которые, как и в логике, называют кванторами.

Связки — еще одна синтаксическая категория единиц логического языка, используемая для экспликации пропозиционального содержания предложений. В естественном языке это союзы.

Модальный аспект пропозиционального содержания. Понятие объективной модальности используется при характеристике отношения между высказыванием и действительностью, а понятие субъективной модальности — при характеристике отношения говорящего к высказыванию. Противопоставляют реальную модальность предложения (соответствие его реальности) ирреальной (несоответствие реальности). К сфере субъективной модальности традиционная грамматика относит целый ряд разнородных явлений. Это и вводные слова, и модальные частицы, и специфические экспрессивные синтаксические конструкции типа Охота было вмешиваться.

Пропозициональный компонент семантики предложения заключает в себе основное информационное содержание предложения, отображающее некоторую ситуацию в мире дискурса. Когда мы говорим, что некоторая ситуация отображается пропозициональным содержанием предложения, мы ни в коей мере не должны представлять это так, будто бы каждая ситуация действительности однозначно отображается в какую-либо пропозицию. Одна и та же ситуация действительности может подаваться по-разному. Ситуация действительности — это элемент человеческого опыта, а пропозиция — это результат интерпретации человеком этого опыта, а интерпретировать одну и ту же ситуацию человек может по-разному в зависимости от целого ряда факторов, прежде всего, от того, что в ней для него является значимым. Вьделенность, подчеркнутость какого-либо элемента плана содержания предложения достигается с помощью самых разнообразных языковых средств (порядок слов , интонация, выбор определенных лексических единиц и синтаксических конструкций).

Этот способ организации пропозиционального содержания, задающий порядок важности, значимости тех или иных его элементов для данной ситуации общения, составляет содержание особого компонента семантики предложения, который У. Чейф предложил называть «упаковкой». Это то, как подается пропозициональное содержание. «Упаковочный» компонент» включает в себя целый ряд противопоставлений, в соотв.с кот. членится пропозициональное содержание предложения или маркируется та или иная его часть.

  1. 1) Подчеркивание особой роли одного из участников ситуации.
    (а) Иван продал Петру лыжи за 10 рублей.
    (б) Петр купил у Ивана лыжи за 10 рублей.
    Предложения обозначают одну и ту же ситуацию,  Петр и Иван выступают как 2 равно активных Деятеля, Но в (а) подчеркивается роль Ивана, а в (6) — роль Петра.

  2. 2) Актуальное (теморематическое) членение предложения - противопоставление того, о чем говорится тому, что говорится. Оно имеет разные названия: «тема / рема», «логический субъект / л.предикат», «топик / комментарий».

  3. 3) Данное и новое в предложении. Данное-та часть передаваемой информации,кот.присутствует в сознании слушающего, новое - то что вносится в сознание слушающего с помощью употребления этого предложения.

  4. 4) Известное и неизвестное в предложении

  5. 5) Контрастивность. Контрастное ударение м.приходиться как на начало, так и на рему предложения.

  6. 6) Эмпатия. В какой степени говорящий эмпатизирует участникам ситуации значит то, с позиции какого из участников он ее воспринимает.

  7. 7) Важность - с выделение психологически более/менее важных для говорящего аспектов ситуации. Говорящий, решает, как будет выражен соотвествующий компонент. (независимое предложение > придаточное предложение > оборот > копредикат > определитель > именная группа > служебное слово > грамматическая категория > часть лексического значения слова > 0)

Прагматический (иллокутивный) компонент семантики предложения. План содержания предложения, помимо отображаемой пропозициональным компонентом ситуации, которую упаковочный компонент подает в определенном ракурсе, содержит и иной тип информации,а именно информацию о говорящем, о его внутреннем состоянии, отношении к тому, о чем он говорит,к собеседнику и другим аспектам коммуникативной ситуации. Поскольку для отношений между знаком и использующим его человеком имеется специальный термин — прагматика, то можно назвать соответствующий компонент плана содержания предложения прагматическим. Иногда этот компонент называют иллокутивным, имея в виду понятие иллокутивной силы, или иллокутивной функции высказывания, введенный Дж. Остином — основоположником теории речевых актов (TPA). ТРА — один из возможных подходов к анализу коммуникативного действия, при котором в центре внимания оказывается речевой акт (РА) - произнесение говорящим предложения в определенной ситуации с определенной целью. В ТРА единый РА рассматривается как сложное образование, которое можно анализировать на трех уровнях.

Речевой акт на первом уровне рассматривается как пропозициональный акт, т.е. акт обозначения некоторой ситуации, который можно разложить на состовляющие его акты двух видов - акты референции (обозначение лиц и объектов, участвующих в ситуации) и акты предикации (приписывание этим лицам и объектам определённых свойств и отношений).

На втором уровне рассмотрение РА трактуется как действие, совершаемое в определенных условиях с определенной целью, которую говорящий доводит до сознания адресата. Речевой акт в его отношении к манифестируемой в нем цели и условиям его осуществления называется иллокутивным актом. Так, иллокутивной функцией предложения Пойдем сегодня в кино! является «предложение», у высказывания Равняйсь! иллокутивная функция «команды».

На тертьем уровне РА рассматривается в отношении к своим результатам — к тому воздействию, которое он оказал на слушающего, и называется перлокутивным актом. Так, употребив предложение Попробуй только! с ИФ угрозы мы можем испугать адресата. Изменения, которые РА вызывает в ситуации общения, и в 1 очередь в мыслях, чувствах и поведении адресата, называется перлокутивным актом или перлокутивным эффектом РА.

слово, ударение, интонация, предложение, образование слов, актуальное членение предложений, сложное предложение, структура предложений, структура языка, функции языка, структура слова, произнесение, основные функции языка, речевой акт, структура, грамматическая категория, прагматика04.09.2016, 187 просмотров.

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*