Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЛитературоведение и теория литературыГипербола и литота: их художественные функции


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Гипербола и литота: их художественные функции

Термин «гипербола» можно понимать в широком и узком смысле. В самом широком – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущенное, законченное выражение, чем в явлениях реальной жизни (это для тех, кто любит мыслить масштабно по юности лет и горячности головы).

Если понимать уже – это один из видов словесно-предметной выразительности, заключающейся в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, действенности и результативности (это то, с чем придется смириться всем).

Наконец, существуют и собственно словесные гиперболы, обычно создающиеся с помощью метафор и сравнений.

Теперь, когда мы все окончательно запутались, можно и к делу перейти.

Синкретическое устное творчество имело в своем фантастическом содержании, наряду с олицетворениями, и другую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличения явлений жизни в коллективном сознании общества. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества. В героическом народном эпосе сильная гиперболизация боевых действий богатырей выражает возвышенно – эмоциональное утверждение их национального значения. Например, в русской былине «Добрыня и Василий Каземирович» так изображается столкновение Добрыни с татарами:

Стоят татаровья престрашные,

Престрашные татаровья, преужасные:

Во плечах у них так велика сажень,

Между глазами велика пядень,

На плечах головушки, как пивной котел.

(Ну не красавцы ли?)

Начиная с эпохи Возрождения гипербола превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особенной силой она стала применяться как прием творческой типизации комических характеров в их юмористическом и сатирическом осмыслении.

Гипербола встречается и в произведениях с романтическим пафосом.

Пример не из былин, а к нам по времени поближе:

Исколесишь сто лестниц.

Свет не мил.

Опять:

«Через час велели прийти вам.

Заседают:

Покупка склянки чернил

Губкооперативом».

(Вл. Маяковский «Прозаседавшиеся»)

Гм, ну литота это гипербола наоборот – сознательное преуменьшение с целью создания определенного образа:

Страна была до того малюсенькой,

Что весь ее общественный транспорт состоял из автобуса без мотора.

(Р. Рождественский «Сказка с несказочным концом») 

380
10.10.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.