Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЛитературоведение и теория литературыМодернизм. Общее в поэтике модернистских течений


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Модернизм. Общее в поэтике модернистских течений

Понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. (Большой Энциклопедический Словарь)

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе.

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907) , который пользовался большой популярностью как самый “модный” роман. Его герой издевался над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции” . С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”.

Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

20 век – время экспериментов, затем эксперименты становятся нормой. Появляется различные декломации, манифесты, школ – нередко они посягают на традиции и каноны. В 20 веке художник стремиться подражать отвратительному (в древности это было запрещено). Безобразие – отправная точка в искусстве (ранее – гармония – идеал). Роман может напоминать историю болезни. Модернизм – не реалистическое явление в искусстве (термин появ в конце 19 в), т.е. которые хронологически следовали за декоданством. Идеи модернизма встречались ранее в теоретических произведениях.

Условная периодизация:

  • 1910-32 – экспрессионизм,
  • 1917-39 – авангардизм,
  • 1950-60 – неоавангардизм,
  • 1970-80 – постмодернизм.

Общее у модернистских школ:

  • субъективизм,
  • • деформация художественного текста, в тексте утрачивается целостная модель мира (каждый худ-к в своем произ-и создает свою модель мира по своему произволу),
  • • пессимистическое мировоззрение,
  • • стремление не отражать объективную реальность, а самовыражать себя (ориент на субъективизм).

Модернизм имеет философ истоки – Ниуше, Берсон. Фрейд, Уильям Джеймс. Иногда модернизм как отдельный прием, определяет стиль художника (Мрсель Пруст). Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека. В модернизме художник не менее важен, чем то, что он изображает (Пикассо). Отношения модернизма к реализму в 19 в – ведут споры теоретического характера на уровне декларации.

Общие черты модернистов:

  1. 1. прием "текст в тексте" - очень активное использование
  2. 2. высокая степень реминесцентно-аллюзивной отзывчивости, интертекстуальности
  3. 3. Игра со стилями, повествоват манерами, интонациями - усложнение субъектной сферы (часто стерты границы между я, ты, он)
  4. 4.комбинирование и пародирование разных тем - чтобы показать, что  видимый мир бледная копия мира незримого, но ощущаемого (очень распространен прием сна)
  5. 5.Гипертрофия личности автора (автор - главный герой, герой одержим самопознанием, самоутверждением).

Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин «Авангардизм» возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание.

Авангардизм - широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития авангардизма (1905 - 30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, литература «потока сознания», атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 века в тот или иной период их художественой деятельности.

В общем потоке авангардисты порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к авангардизму мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи.

Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая искусство в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества.

Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художественном течении или служат исходным пунктом для творческих размежеваний. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к авангардизму (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, Х. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители авангардизма, неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский.

Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего авангардизма эстетической двойственности, противоречивости (например, поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо - Франция) и зачастую к художественной эклектичности. При всём этом авангардизм в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.

В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты авангардизма. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.

В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций авангардизма, стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением. После 2-й мировой войны 1939 - 45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.).

Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. Авангардизм приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

Иногда авангард называют модернизмом: объединенные различия направлены от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; ощущение одиночества, ориентация на будущее; стремление избавления от традиций. Существенное влияние на авангардизм оказала политические революции в начале 20 века. Увлечение революционными идеями придавало оптимизм, что привлекло к авангарду революционно настроенных художников, т.к. они видели антибуржуазный процесс (Брехт, Элюар). Авангардисты обращались к общему приему окаррикатуривания.

Ломка традиционных жанров обращала авангардистов к низовым жанрам (мюзикл, пантомима, негритянский джаз, цирк), т.к. они проще всего поддавались примитивизации. Протест авангардистов направлен против канонов, устоявшихся в искусстве. Они любили говорить, что искусство не обязательно должно нравиться с первого взгляда. Узнавание привычного. Сложнее привести публику к познанию мира.

Авангардисты опираются на имманентные законы искусства, т.е. каждое явление имеет свои внутр законы по которым они развиваются; отвергают стереотипность форм массового сознания; не приняли войну; осуждают технократизм соврем общества и закабаление человека, идеи свободы свойственны свойственны всем авангардистам и объединениям. Авангард противостоит бунтом и хаосом буржуазному порядку; также их раздражала мораль мещан и ей они противопоставляли свободу чувств и фантазии. Авангардизм обновил искусство: появление новых мотивов; техника, приемы, стили речи; оказали популяции. 

Дадаизм ( от фр dada – детск лепет, бессмыслица). Течение возникло в Цюрихе (Швейцария) среди поэтов-эмигрантов из стран, которые вели военные действия Первая Мировая Война. Они издавали журнал «Кабаре Вольтс» (1916-17).  Их объединяло: протест против Первая Мировая Война; декларации абсурда, вся их деятельность связана с различными скандалами, ими руководило стремление вывести публику от самоспокойности.

Особенности искусства/эстетических форм: искусство аналогичное, иррациональное испытание бессмысленного набора слов, звуков, свои прозведения составляли в форме коллажа. А. Жид: «Дада – эти два звука достигли звонкого бессмыслия, абсолютной незначимости».

Отношение к классическим образцам искусства – призывали оставить всякие претензии к классическому совершенству. То, чего нельзя больше воспроизвести. «Ставить перед собой прошлое значит преграждать будущее».

Тристан Зара (1896-1963): 1924 – «Семь манифестов Дада», 1931 – «Приблизительный человек», песня Дада (популяр среди них образец абсурда, состоит из образов и ассоциаций, пародия на бульварный роман, натуралистическая поэзия). Дадаизм рассматривался как предтеча сюрреализма.

Сюрреализм (от фр suralite – сверхреальность). Первоначально сложился во Франции. Свою программу изложили в манифесте «Сюрреализм», написанным Бретоном при помощи Луи Арагота в 1925 г. Не ставили задачу изображать объективную реальность. Цель искусства – надреальность, мир подсознательного. Для этого выбрали особые средства, главный способ творения – автоматическое письмо – способ выражения совмещения несовместимого.

Ими двигало стремление раскрепостить сущность человека, т.к его подавляет цивилизация. Воздействовать надо на подсознательные импульсы. Использовали открытия Фрейда и большое значение придавали грезам, т.к. важна основа психики человека. «Сюрреализм – чистый психический автоматизм, имеющий целью любым способом выразить реальное функционирование мысли…» Атмосфера безвременья, живопись Сальвадора Дали.

В конце 30-х гг общество охватил страх перед фашизмом. Сюрреализм понял свою несостоятельность перед лицом фашизма и самораспустился. Но само явление не прошло бесследно. Оно оказало влияние на поэзию Эллюара, кинематограф и др.

Экспрессионизм 1910-32 гг .( от фр expreccion – выражение). Сложился в немецкой литературе начала 20 в. Объединились в Дрездене – «Мост», в Мюнхене – «Синий всадник». Когда объединились, объявили о своем разрыве с прошлым. Их объединило с моралите: аллегорические фигуры (обобщение); действительность Человек, грешник, Натура Людская. Они провозгласили тезис о приоритете самого художественного объекта искусства, - находится в экстазе, соответствие образа критика – создает внутреннее напряжение, заставляет кричать и произведение (поздний Ван Гок).

Немецкий экспрессионизм тяготеет к мистицизму, определяется как левые (Голлер). Тексты насыщены гиперболой, символикой, фантастическим.

301
24.11.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.