Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Народный стих

Народный стих — многообразный по формам стих, которым сложены русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.

Основная причина трудности распознавания и классификации форм народного стиха заключается в том, что исследователи пытались сделать это, исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии стехнологией форм народного стиха.

Первая попытка разобраться в строении народного стиха принадлежит В. К. Тредиаковскому, который искал в нем опоры для своего «тонического стиха». Определенных выводов о строении народного стиха Тредиаковский не дал.

Большими достоинствами обладает исследование народного стиха, сделанное в первой трети 19 в. А. Востоковым, который считал русское народное стихосложение оригинальным, но «довольствующимся одними ударениями, не знающим употребления стоп и рифм». Востоков определял русский народный стих как акцентный. Это утверждение Востокова верно в отношении лишь одной формы народного стиха, а именно дисметрической. Но в народном стихе есть и другие оригинальные, метрические формы, о существовании которых Востоков не мог знать, так как в его время не были произведены такие многочисленные и многообразные записи народного стиха, какими располагаем мы сейчас.

Однако в его время («Опыт о русском стихосложении» А.Востокова вышел в 1817 г.) все же был сборник Н. с. Кирши Данилова, где имеются образцы метрического, т.е стопного стиха, правда, совершенно иной ритмической конструкции, чем в книжном классическом стихе (М.Ломоносова, В. Петрова, А. Сумарокова, Г. Державина и молодого Пушкина). Отрицая в народном стихе стопы, Востоков отрицал и наличие в нем рифм, отметив, однако, единство клаузул. Несмотря на столь явную односторонность учения Востокова о русском наро., оно имело в 19 в. много последователей и имеет их доныне.

В 1837 вышла книга А. Кубарева «Теория русского стихосложения», в которой автор выдвинул теорию тактов и пауз. Кубарев считал, что «у древних стопа, у нас такт, понятия тождественные»; в противоположность Востокову, он защищал метрический принцип строения народного стиха, различая краткие и долгие слоги, а также ритмические паузы в стихе. Таким образом, в истории русского стиховедения обозначились два противоположных взгляда на формостроение народного стиха. Теорию Востокова (народный стих — акцентный) поддерживали Н. Греч. В. Классовский, С. Шафранов, П. Сокальский, И. Голохвастов, а в наши дни — М. Штокмар; теорию Кубарева (народный стих — метрический, стопный) — Н. Надеждин (частично), Д. Дубенский, Р. Вестфаль, Ю. Мельгунов (два последних — исходя из принципа античной метрики), Ф. Корш, М. Малишевский. В действительности проблема ритмических структур народного стиха сложнее.

Изучение огромного богатства народной поэзии показывает, что русский народ создал свои самобытные,многообразные формы стиха, среди которых имеется и дисметрическая форма, и многоразличные метрические формы, и паузный стих, и стихи с рифмами, и стихи без рифм. На протяжении многих веков в России были созданы великолепные национальные формы стиха, обусловленные самим строем и духом языка. Трудность их изучения и понимания объясняется тем, что исследователи народного стиха подходили к нему с условными мерками теории силлабо-тонического стиха, которые в данном случае ставили исследователей в ложное положение.
 
Структура русского народного стиха станет ясна, если ее рассматривать не с точки зрения традиционного стопосложения, а исходя из основ тактометрической ритмологии, в пределах которой находятсвое место и формы классического литературного стиха, и просодия виршевиков, и формы народного стиха.
 
Ниже даются примеры лишь основных форм русской народной поэзии. Как и все стихи, народные стихи следует прежде всего разделить на две категории — дисметрические и метрические.
 
К дисметрическим формам стиха относятся: интонационно-фразовая форма (фразовик), акцентный стих, или ударник (обавида — не рифмованные стихи), и раешник (с рифмой).
Пример народного фразовика (рифма в конце отрывка случайная):
 
Ах, туманы вы мои, туманушки,
Вы туманы мои непроглядные,
Как печаль-тоска, ненавистные,
Не подняться вам, туманушки, с синя моря долой,
Не отстать тебе, кручинушка, от ретива сердца прочь!
Ты возмой, возмой, туча грозная,
Ты пролей, пролей част крупен дождик,
Ты размой, размой земляну тюрьму,
Чтоб тюремнички, братцы, разбежалися,
Во темном бы лесу собиралися...
(«Песня разинцев»)
 

Пример народного ударника (четырехударник с двухсложной клаузулой):

Ой, сахар, мой, сахар, бел крупичатый, канарской!
Кто тебя станет кушать, насладит свою душу?
Ой, бархат мой, бархат, помаранцов, веницейской!
Кто тебя будет носити, в тебе будет красоваться?

Область метрических народных стихов, построенных на ритмических модификациях четырехдольника (введение долгих слогов, т. е. растяжение гласных; внутристиховые паузы; ритмич. инверсия), занимает огромное место в народной поэзии — не менее половины всех народных стихотворений: былин, исторических песен, лирическо-бытовых, обрядовых, хороводных, семейных, любовных песен и пр. Особенно популярен трехкратный четырехдольник третий (с двухсложной анакрусой), известный под именем «камаринской» (схема: ///∧). Встречается трехкратный четырехдольник первый (без анакрусы) — ///∧∧/:

Во поле бе/резонька сто/яла, ∧∧/
Во поле куд/рявая сто/яла ∧∧/...

Исключительной популярностью в русской народной поэзии пользуется трехкратный четырехдольник третийс двусложной анакрузой, известный под именем «камаринской»; пример из сб. Кирши Данилова:
 
А и | тё-оща ты | тё-оща мо | я, /\\
А ты | чё-ортова | пе-ерешни | ца! /\\
Ты пой | ди, /\\ погос | ти /\\ у ме | ня. /\\
А й ей | вы-ыехать | не-е на-а | чем, /\\
Пе-еш | ком /\\ она | к зя-атю приш | ла, /\\
А /\\ | в полог отды | хать /\\ ле-ег | ла /\\
Она | в жа-ары пет | ро-овски-и | е... /\\
 
Или:
 
Как на | го-орке, на | горке, на го | ре, /\\
На вы | соком на при | го-оро-оч | ке, /\\
На го | ре /\\ /\\ два | дубчика сто | ят, /\\
/\\ На | дубчиках го | лубчики си | дят, /\\
Промеж | себя разго | ва-арива | ют, /\\
Меня | молодца вы | хва-алива | ют. /\\
Ах, /\\ | что это за | парень за та | кой!.. /\\
 
Трехкратные четырехдольники второй ? | ????? | ????? | ???? и четвертый ??? | ????? | ????? | ?? внародной поэзии не встречаются.
 
Очень распространена в народной поэзии форма четырехкратного четырехдольника. Вот образец четырехкратного четырехдольника первого без анакрузы:
 
| И-ивушка, | ивушка зе | леная мо | я! /\\ /\\ /\\ |
| Что-о же ты, | ивушка, не | весело сто | ишь? /\\ /\\ /\\ |
| А-аль тебя, | и-ивушку, | солнышком пе | чет, /\\ /\\ /\\ |
 
| Солнышком пе | чет, /\\ частым | дождичком се | чет? /\\ /\\ /\\ |
| Ехали бо | я-аре из | Новогоро | да, /\\ /\\ /\\ |
| Сру-убили | ивушку под | самый коре | шок. /\\ /\\ /\\ |
 
Четырехкратный четырехдольник с двусложной анакрузой — самая распространенная форма метрического народного стиха:
 
Ах, де | ревня от де | ревни непо | да´леку сто | ит, /\\
Проме | жу тоя де | ревни быстра | речушка те | чет. /\\
Что во | той ли во де | ревне два И | ванушка жи | вут, /\\
Два И | вана, два И | вана, два И | ва-анови | ча. /\\
Как по | вадился И | ванушка ко | девушке ходить, /\\
Он по | улице и | дет, /\\ радость | песенки по | ет, /\\
К широ | ку двору под | ходит, сам по | сви-истыва | ет, /\\
За ко | лечушко бе | рет, /\\ выго | ва-арива | ет... /\\
 
Классический образец такого размера — известное стихотворение «Ах, вы, сени мои, сени».
 
Народных стихов, выдержанных в ритме четырехкратного четырехдольника второго ? | ????? | ????? |????? | ???? и четвертого ??? | ????? | ????? | ????? | ??, не встречается, или они так редки, что ихтрудно отыскать. Но эту форму легко обнаружить среди частушек.
 
Среди четырехкратных четырехдольников выделяется группа стихов резкого инверсированного ритма,например в четырехдольнике первом:
 
| При скудости | при бедности | при великой | нужде /\\ /\\ |
| Покидает | мил милую | как голубь го | лубку. /\\ /\\ |
| Голубушка | на воде, /\\ | голубь под во | дою /\\ /\\ |
| Хороший, /\\ | пригожий, /\\ | говори со | мною ... /\\ /\\ |
 
Далее следует одна из наиболее любимых форм Н. с. — пятидольник. Это сложная группировка, состоящаяиз самостоятельного трехдольника и несамостоятельного двудольника. Имеется пять видов пятидольника.Ниже приводится образец пятидольника третьего ?? | ????:
Как на ма´тушке | на Неве´ реке,
На Васи´льевском | славном о´строве,
Что у при´стани | корабе´льныя,
Молодо´й матрос | корабли´ снастил
О двена´дцати | тонких па´русах,
Тонких бе´лыих | полотня´ныих...
 
Следующая популярная форма народного стиха — это шестидольник, сложная группа, образуемая самостоятельнымчетырехдольником и несамостоятельным двудольником (с константными и инверсированными ходами).Шестидольник имеет шесть видов. Для примера приводится шестидольник первый, без анакрузы:
 
| Пряди, моя | пряха, |
| Пряди, не ле | нися! |
| — Рада бы я, | пряха, |
| Звали, зазы | вали! |
| К соседу в бе | седу... |
 
Наконец, редко, но все же в народной поэзии встречаются трехдольные размеры своеобразного ритма. Приводимый ниже образец представляет собой первые строки свадебной песни (из сб. Истомина и Ляпунова):
 
Разли | лась, разле | леялась, | /\\
По лу | гам вода | вешняя. | /\\
Унес | ло, уле | леяло | /\\
Со дво | ра три ко | раблика, | /\\
Три ко | ра´бля гру | жёные. | /\\
Уж как | первой ко | рабличек | /\\
С сунду | ками, с у | кладками; | /\\
А вто | рой-от ко | рабличек | /\\
Со пе | риной пу | ховою; | /\\
Уж как | третий ко | рабличек | /\\
Со ду | шой красной | девицей, | /\\
С Пара | скевой И | вановной. | /\\
 
Таковы основные, наиболее типичные формы русского народного стиха.
1595
05.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.