AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Джон Мильтон. Потерянный рай

Джон Мильтон. Потерянный рай

Джон Мильтон (1608-1674)

Джон Мильтон, английский поэт XVII в, отразил события английской буржуазной революции и настроения народных масс. Как поэт, публицист и мыслитель Мильтон сложился под воздействием культуры эпохи Возрождения и бурной общественно-политической борьбы своего времени.

Мильтон родился в семье лондонского нотариуса и получил пуританское воспитание. Он обучался в школе в Лондоне, а затем в Кембриджском университете.

В 1632 г Мильтон отправляется во Францию, а затем в Италию, но с 1640 г. он снова в Англии, где включается в напряженную общественно-политическую борьбу на стороне индепендентов.

В разгар войны Мильтон выступает противником монархии. К этому времени он уже признанный поэт, сторонник республиканского строя и враг феодальной реакции.

В 50-е годы, при Кромвеле, Мильтон выполняет работу консультанта и латинского секретаря Гос.Совета. Его обязанности велики и ответственны, занятия общественной деятельностью и литературой напряженны, и это требует всех его сил и времени.

В результате усиленных занятий писатель ослеп, но это не сломило его энергии.

Реставрация монархии обернулась для Мильтона тяжелыми последствиями: он был приговорен к смертной казни как один из наиболее активных сторонников республики.

Ему удалось избежать смерти, но наложенная на него контрибуция лишила его средств к существованию.

Последние годы жизни Мильтон провел в уединении, полностью отдавшись творчеству.

В личности Мильтона слились воедино поэт, мыслитель и полит деятель. Его произведениям свойственны дух борьбы и протеста; поэт создает образы мятежных и мужественных героев.

В XVII в. он выступил продолжателем гуманистических традиций культуры Ренессанса.

Ему принадлежат произведения различных жанров, написанные на нескольких языках. Мильтон является автором философских, исторических и политических трактатов, лирических стихотворений, сонетов, поэм и драматических произведений.

Мильтон воспользовался в своем творчестве библейскими мотивами, придав им современное и политически острое звучание.

Периодизация творчества Мильтона связана с важнейшими этапами в истории Англии его времени:

Первый период творчества Мильтона начинается в конце 20-х годов и завершается в 1640 г, когда, вернувшись из Италии, Мильтон включается в политическую борьбу.

Второй период относится к 40-60-м годам. Это годы подготовки и проведения буржуазной революции и установления республики.

Третий период - 60-е-начало 70-х годов - совпадает с эпохой реставрации монархии.

Ранний период творчества Мильтона относится к годам его учения в Кембридже.  В 1630 г. написано стихотворение «Шекспиру», раскрывающее отношение Мильтона к его великому предшественнику. Он славит Шекспира и его творчество.

Стихотворение «Шекспиру» - одно из свидетельств близости Мильтона гуманизму; в нем звучит мысль о том, что для поэтов последующих поколений творчество Шекспира остается недосягаемым образцом.

В 1632-1634 гг. написаны стихотворения «L'Allegro» («Жизнерадостный») и «II Penseroso» («Задумчивый»), органически связанные друг с другом. Они объединены образом героя-юноши, наделенного некоторыми чертами, присущими самому автору.  Жизнерадостному юноше из стихотворения «L'Allegro» присуще светлое мировосприятие. Его чарует красота природы. Но и жизнь в городе ему столь же приятна, и с не меньшей радостью он погружается в чтение Шекспира.

В «II Penseroso» этот же юноша показан в состоянии глубокой меланхолии.  

Новый период в жизни и творчестве Мильтона начинается в 40-е годы, когда он включается в борьбу за республику.

Один за другим появляются памфлеты Мильтона «Ареопагитика», «О воспитании», «Иконоборец», «Защита английского народа», «Вторая защита». Мильтон выступает убежденным противником монархизма и сторонником буржуазной республики.

Крушение республики и реставрацию королевской власти Мильтон пережил тяжело. По указу короля были преданы сожжению его памфлеты «Иконоборец» и «Защита английского народа». Жестоким гонениям подвергся и он сам. И все же Мильтон продолжал свою литературную деятельность.

В последний период, совпавший с Реставрацией, были созданы крупнейшие произведения: поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», драматическая поэма «Самсон-борец».

Поэма «Потерянный рай» - это эпос пуританской революции: в восстании мятежного Сатаны против могущества Бога отражен острый конфликт современной поэту эпохи.

Весьма характерно, что основным героем поэмы становится не Бог, который «один царит, как деспот, в небесах», а восстающий против него Сатана, предпочитающий оказаться в аду, «чем быть слугою в небе».

Свободолюбие Сатаны противопоставлено деспотизму небесного владыки. Лишаясь блаженства небесной жизни, Сатана обретает свободу, и это для него дороже всего.

Поэма «Потерянный рай» написана белым стихом и состоит из 12 книг (частей). В ней рассказывается о поражении мятежных ангелов, поднявшихся под предводительством Сатаны против Бога, об их изгнании с небес в преисподнюю.

Здесь, на берегу горящего пламенем озера, Сатана собирает свои неисчислимые полчища. В его дворце - Пандемониуме - происходит совет военачальников.

Сатана призывает своих соратников двинуться на завоевание неба.

Сатана проникает в рай и решает погубить сотворенных Богом Адама и Еву. Обернувшись птицей, сидящей на ветвях «древа жизни», он узнает о том, что под угрозой смерти людям запрещено вкушать плоды от «древа познания добра и зла».

Сатана искушает Еву. И хотя архангел Рафаил рассказывает Адаму и Еве о коварстве Сатаны, она преступает запрет. Вслед за ней плод с «древа познания» вкушает и Адам. Теперь они вместе должны понести всю тяжесть наказания: их ждет изгнание из рая. Как и все смертные, они должны познать жизнь, состоящую из труда, войн, многих бедствий и радостей.

В образах Адама и Евы воплощены представления Мильтона об идеальных мужчине и женщине. Его Адам и Ева напоминают образы, созданные гуманистами Возрождения. Адам - воплощение силы, мужества и красоты, Ева - женского совершенства и обаяния. Им свойственно стремление к знанию, к жизни, исполненной любви и деятельности.

Поэма «Возвращенный рай» написана уже в иной тональности и отражает переживаемые поэтом в конце 60-х годов настроения разочарования, вызванные примирением народа с реставрацией монархии.

В «Возвращенном рае» идеалом стойкости представлен Христос, отдающий себя служению народу. Основная тема поэмы - искупление «греха», которое может быть достигнуто борьбой с искушениями.

Сатана оказывается посрамленным стойкостью Христа.

Творческий путь Мильтона завершается драматической поэмой «Самсон-борец», в которой вновь прозвучал призыв к действию и мести. Герой поэмы - библейский герой Самсон, преданный своей женой Далилой и оказавшийся в плену у филистимлян. Ослепленный врагами, одинокий, безоружный, Самсон оказывается несломленным и вступает в смертельную схватку с противником. Ценою своей жизни он готов приблизить победу народа над притеснителями. В образе Самсона, поднимающегося, «чтоб укротить властителей земли и свергнуть иго произвола», воплотились неукротимый дух и энергия Мильтона-борца, его ненависть к режиму Реставрации.

Творчество Мильтона явилось выражением прогрессивных идеалов своего времени. В истории английской литературы образ мильтоновского Сатаны предваряет появление образов мятежных борцов, созданных романтиками Байроном и Шелли.

14.11.2016, 338 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.