Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

15 августа

О флагах

когда петр понял что он тряпка
прилип к зухре он как к древку
и этим вот семейным флагом
теперь по жызни машет он

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория мировой литературыЛитературные «- измы» рубежа 19-20 веков


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Литературные «- измы» рубежа 19-20 веков

Символизм - крупнейшее течение в декадансе, зародился в 1860-х г. и развивался до 1910-х гг. Его философской основой стало учение Платона о «мире идей  и мире вещей», противопоставленных друг другу. Первый — истинный, вечный, независимый от пространства и времени; второй - материальный — отражение первого.

Объективно, символизм — отрицание теории позитивизма и его худ. преломления — натурализма. Задача искусства в С. — выражение духовного и душевного через символ, который приходит вместо образа, становится многозначным. Ценится образное слово, которое   вобрало неисчерпаемую информацию о Вселенной.

Произведение становится многоплановым с глубоким подтекстом («Незнакомка» А.Блока). В 1886 — появляется «Манифест символизма» (Морене), в котором дана установка на избранность «высокого искусства». В русской литературе символизм обретает популярность с середины 1890-х гг.,  но  в  отличие  от европейского символизма  тезис «искусства для искусства» не был принят (А. Блок).

Постижение смысла бытия и душевного состояния индивидуума возможно путем суггестии (лат — «внушение»), поэтому   произведение    предназначено    для   того,   чтобы   навеять   определенное настроение. На грани символизма и импрессионизма работал П.Верлен. На рубеже веков именно в творчестве импрессионистов и символистов появляется верлибр («свободный стих»).  Символистами высказана и  осуществлена   мысль   о  синтезесловесного, музыкального и живописного искусств (Сонет А. Рембо «Гласные»).

Импрессионизм (фр. - «впечатление») — второе по значимости и по популярности направление в литературе декаданса. Зародился во фр.живописи. В 1874 состоялась выставка Мане, Моне, Ренуара, которые признавали основным принципом «Видеть, чувствовать и выражать — в этом все искусство». Они стремились передать изменчивость, зыбкость мира, выраженную в размытости линий от зноя или дождя («Руанский собор в полдень» К.Моне, «Река Темза в Лондоне»); передать неожиданность взгляда - в необычных ракурсах, фрагментарности композиции. Отсутствовала кастовость (героини Ренуара — из народа).

В литературе первоначально обращалось внимание  на выразительную силу слова. В дальнейшем импрессионизм превращается в особое видение мира — смутное и не определенно-субъективное (М.Пруст «В поисках утраченного времени»)

Верлен привнес в поэзию наработки пленэрной живописи, (это нечеткие очертания, приглушенные тона, непрочность и неустойчивость бытия)

Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Характерные черты; неприятие действительности, сильная  личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д.

Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л .Стивенсона (теоретик направления), Р.Киплинга, А.КДойла, Э.Л.Войнич - в некоторых произведениях    Р.Родлана. В русской литературе представителями неоромантизма отчасти можно считать Л.Андреева, К.Бальмонта, З.Гиппиус Наивысший период расцвета — 90-е г. XIX в

Эстетизм – его появление было обусловлено наступлением цивилизацией на «естественное состояние человека». Наиболее ярко это проявилось в творчестве Оскара Уайльда. Сторонники эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью. Провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе творчества и независимости художника от религиозных и моральных догм (и как следствие-игнорирование толпы)

Реализм - получил дальнейшее развитие. Не стоял в стороне от эстетических исканий, взаимодействовал с другими методами. Обогащается в жанровом и стилевом отношении, расширяется круг тем. Изменились ориентиры: на смену социально-бытовой проблематике приходит философско-интеллектуальная и духовно-личностная.

Наряду с жизнеподобием (основной принцип реализма в XIX в.) существенную роль начинает играть условность (творчество А.Франса, Б.Шоу, Г.Уэллса). Обобщенно-символический способ изображения сосуществует наряду с конкретно-эмпирическим. Большое место занимают масштабные полотна («Ругон -.Маккары» Э.Золя, «Жан-Кристоф» Р.Роллана, «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси). Многообразны романные формы:

  • *          Социально-психологический (Т.Манн, Г.Мопассан, Р.Роллан)
  • *          Исторический (.А. Франс, М. Твен)
  • *          Социально-политический (Т. Драйзер)
  • *          Научно-фантастический (Г. Уэллс)
  • *          Сатирический (Т. Манн)

Модерн (как стиль, но не направление) начал складываться в искусстве г 90 г. XIX в. Другие названия - артнуво, югендстиль. Одновременно вычурный и изысканный, он вобрал в себя все художественные противоречия эпохи. Развивался, отталкиваясь от импрессионизма и символизма, но интерпретировал человека, исходя из своих художественных задач. Ярко воплотился в ДПИ, архитектуре, живописи.

Основная стилистическая черта — сочетание реального и условного, но эта условность наполняет искусство новым содержанием. Фигуры, предметы превращаются в некие пластические символы, почти зримые, чувственно понятными. Образы — неожиданны и причудливы. Не социальное, а условное, фантастическое получает четкое выражение. Содержательность уходит на второй план.

Модерн по-новому конструировал окружающее бытие. Конструирование действительности выводило модерн к мифотворчеству. Мифологизация действительности стала важнейшей особенностью этого искусства. Она проявлялась в разных формах:

  • *          Прямое обращение к традиционным мифологическим сюжетам
  • *          Нарочитая стилизация образов и приемов
  • *          Использование элементов мифологической поэтики
  • *          Создание собственных мифологем, мифомоделей(когда синтезируются архаика и современность, что давало новый образ реальности).

Как художественно-эстетическая система модернизм сложился в 20-е г. XX в. он отражал духовный кризис эпохи, противоречия массового и индивидуального сознания. Объединяет множество самостоятельных идейно-художественных течений и направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, и др.). Каждое из них обладает стилевой и идейной спецификой, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

Модернизм как тип мироощущения был подготовлен декадансом. Ощущая дисгармонию мира, отчуждение личности, несвободу и нестабильность художника в мире капитала, модернизм отрицает при этом возможности предшествующей культуры противостоять силам разрушения, выразить свое к ним отношение. Отсюда резкий антитрадиционализм, приобретающий нередко эпатирующий, экстравагантный характер.

Мир в декорациях модернистов – жестокий и абсурдный, противоречия и конфликты – неразрешимые и безысходные, человек – одинокий и обреченный, чьи поступки бессмысленны, а окружающие его обстоятельства – непреодолимые и враждебные. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных предчувствий, сознание непознаваемости, неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный настрой произведений г литературе (Ф.Кафка, Д.Джонс, А.Камю). Этот настрой отражал трагедию отчуждения личности, разбросанности сознание крушения гуманизма, исторического тупика или движения по замкнутому кругу. Даже те произведения, где доминируют светлые эмоции (М. Пруст, Т.Эллиот), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой обществом, миром вещей. Перечисленные общие тенденции для различных направлений не исключают разнообразия их стилевых поисков. Стилевое новаторство становится самоцелью, поэтому нередким становится явление смены стилей в творчестве одного автора (как например у Д.Джойса). Художественные открытия модернизма — поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж.

Одним из авторитетных течений модернизма до середины 1950-х гг. оставался экзистенционализм. Как литературное направление возникает в 1920-1920-х гг. во Франции. Распространению идей способствовало практическое их воплощение в творчестве Ж.-П.Сартра, А.Камю.Жизнь человека в представлении экзистенциалистов — бегство от смерти и повседневности. Основные состояния (экзистенции) — страх, муки совести, одиночество. Постигнув эти состояния, человек обретает свободу (вплоть до суицида, который рассматривается как акт свободы, в частности, освобождение от страха смерти и за который человек отвечает только перед собой, так как бога нет). Основная мысль позднего экзистенциализма — об ответственности индивида (а не Господа) за свои поступки, за все происходящее в мире.

254
25.11.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.