Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория мировой литературыОбщая характеристика английской литературы 18 века. Дефо. Свифт.


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Общая характеристика английской литературы 18 века. Дефо. Свифт.

Общая характеристика английской литературы 18 века

Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и нравственные ценности. Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны.

Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.

Первый период в развитии литературыры английского Просвещения охватывает эпоху от «славной революции» 1688-1689 гг. до 30-х годов XVIII в. Основным литературным направлением этого периода является классицизм, представленный поэзией Александра Попа и ранним творчеством Стиля и Аддисона; наиболее характерные жанры - драма, поэма и эссе (очерк).

Трагедия Аддисона «Катон», сатиры Попа.
Произведениями, которые стали широко известны, были романы Дефо.
Живой отклик получили у читателей также очерки Стиля и Аддисона.

Журналистская деятельность Стиля и Аддисона, творчество Дефо и Свифта знаменуют собой начало развития просветительского реализма.

Для литературы раннего Просвещения характерен оптимистичный взгляд на буржуазный прогресс. Исключение составляет Свифт.

В литературе раннего Просвещения классицизм представлен творчеством Александра Попа.

А. Поп - сторонник эстетики, строгих правил, кот должны следовать поэты. Задачу искусства Поп видит в том, чтобы подчинять стихию природы законам разума.

Преклоняясь перед Гомером и считая его поэмы воплощением самой природы, А. Поп тем не менее в своих переводах на английский «Илиады» и «Одиссеи» исключил из них многие сцены, допустил ряд переделок, считая необходимым «улучшить» Гомера в соотв с требованиями эстетики классицизма.

Весьма характерно и отношение А. Попа к Шекспиру. Признавая гениальность Шекспира, Поп в предпринятом им издании произведений Шекспира (1721) исключил целые страницы, считая их «неприличными» и «вульгарными».

Свифт

Джонатан Свифт (1667-1745)
Великая сатирическая традиция англ лит-ры связана с творчеством Свифта.

Уже на раннем этапе Просвещения Свифт выступил с критикой не только пережитков феодализма, но и складывающихся бурж отношений.

Его негодующая сатира бичевала пороки совр ему мира, разрушая оптимистич надежды просветителей на будущий прогресс.

Крупнейший сатирик XVIII в. Свифт критикует внутр политику Англии, парламентскую систему, колониальные и захватнические войны, выступает против религ предрассудков и невежества. Он защищает интересы народа. Подвергая буржуа жестокому осмеянию.

Социальная острота и злободневность его произведений сочетаются со стремлением к большим обобщениям. Сатира Свифта имеет фил-полит характер.

Свифт - мастер аллегории. В этом отношении он продолжает одну из важнейших традиций англ литературы. Используя аллегорический способ изображения, т.е. описывая одно явление под видом другого, Свифт исходит из действительности. Создаваемые им фантастические образы, описанные им удивительные приключения и путешествия имеют под собой вполне реальную основу.

Свифт говорит об обычном, используя необычные, отстраненные формы и образы. Его излюбленный жанр - памфлет.

Джонатан Свифт родился в Дублине, и большая часть его жизни связана с Ирландией. Его отец был пастором, и сам Свифт получил богословское образование. Однако ни богословие, ни карьера священника его не прельщали.

В течение ряда лет он зарабатывал себе на жизнь, выполняя обязанности домашнего секретаря у знатного вельможи, и жил в его поместье в Англии.

Литературная деятельность Свифта началась в 1690 г.

Его первые памфлеты - «Битва книг» и «Сказка бочки» - были опубликованы в 1704 г. В «Битве книг» Свифт высказал свои взгляды на задачи литературы.
Долг писателя он видит в том, чтобы приносить пользу людям и обогащать их идеями.

Всеобщее признание принес Свифту памфлет «Сказка бочки», явившийся смелой сатирой на религию. Название памфлета имеет двойной смысл. Выражение «сказка бочки» означает «запутанную историю». Усложненная структура произведения, несколько предисловий и большое количество отступлений на всевозможные темы, дает основание для такого названия.

Сам Свифт истолковывал смысл названия этого памфлета таким образом: «...У моряков существует обычай при встрече с китом бросать в море пустую бочку, чтобы этой забавой отвлечь его внимание от корабля». Развивая эту мысль в «Предисловии» к памфлету, Свифт обращает внимание на то, что корабль может быть понят как «эмблема государства». Из содержания памфлета становится очевидным, что «бочка», которая должна отвлечь внимание от «корабля-государства», - это религия. Втягивая народ в споры о религии и тем самым отвлекая его внимание от более важных проблем, государство действует в интересах самосохранения.

Ядро памфлета составляет сатира на церковь. Она развернута в притче о трех братьях, каждый из которых олицетворяет одну из форм религии: Петр - католичество, Мартин - лютеранство (англиканская церковь), Джек - кальвинизм (пуританство). Жизнеописание братьев носит аллегорический характер.

В многочисленных отступлениях Свифт помимо религии касается и др сторон жизни Англии. В «Отступлении касательно происхождения, пользы и успехов безумия в человеческом обществе» он сравнивает порядки в совр ему обществе с порядками в Бедламе (дом для умалишенных).

В «Отступлении касательно критиков» Свифт обрушивается на продажных критиков, сопоставляя их с ослами.

Начиная с 1700 г. Свифт живет в ирландской деревушке, исполняя должность священника. Жизнь в сельской глуши давала возможность увидеть страдания и нужды народа Ирландии.

Тема народа вошла в творчество Свифта. Он не только живо интересуется полит жизнью страны, но и принимает в ней самое непосредственное участие, завоевывая признание как блестящий сатирик.  Разящее перо Свифта делает его опасным противником. Оно заставляет трепетать королей и министров и вызывает восторг и поддержку народа. Сатира Свифта становится все более мрачной. Усиливаются настроения отчаяния.

В 1726 г. вышли знаменитые «Путешествия в разные отдаленные страны мира Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Над этой книгой Свифт работал в общей сложности примерно 10 лет, она отразила эволюцию взглядов писателя и великолепие его сатирического мастерства, сделала его имя бессмертным.

Жанровую природу «Путешествий Гулливера» можно определить и как памфлет, и как роман. «Путешествия Гулливера» - это сатирический философско-политический роман на ранней стадии развития просветительской литературы в Англии, когда жанр романа находился в процессе становления.

Специфическая особенность свифтовского романа - наличие в нем ярко выраженного публицистического начала, сближающего его с памфлетом.

Роман состоит из четырех частей, в каждой из кот рассказывается о пребывании Гулливера в различных странах. Роман Свифта строится как роман путешествий приключенческо-фантастич характера. Приключенческое начало повествования, фантастические ситуации и образы делают его особенно интересным для детей.

Однако каждый из эпизодов романа помимо занимательности заключает в себе и гораздо более глубокий смысл. В романе поставлен вопрос и об относительности человеческих знаний.

Рассказывая о Лилипутии, Свифт изображает современную ему Англию. Порядки, законы и обычаи Лилипутии - карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия.

Император кичится перед своими подданными тем, что он чуть выше их ростом. Это ничтожное преимущество позволяет ему чувствовать себя повелителем вселенной.

Главный секретарь по тайным делам признается Гулливеру, что государственный организм Лилипутии «разъедают две страшные язвы: внутр раздоры партий и угроза нашествия внешнего могущественного врага».

Из дальнейшего выясняется, что враждующие партии (Свифт имеет в виду вигов и тори) отличаются друг от друга лишь высотой каблуков на башмаках.

В Лилипутии происходят постоянные смуты, вызванные несогласиями по вопросу о том, с какого конца - тупого или острого - следует разбивать вареное яйцо.

Свифт говорит и о системе назначения на государственные должности: кандидаты на ответственные посты избираются в зависимости от их умения балансировать на канате и выполнять акробатические упражнения.

Если в Лилипутии Гулливер всех поражает своими размерами и получает прозвище «Человек-Гора», то среди великанов Бробдингнега он кажется «ничтожным насекомым».

Свифт изображает Бробдингнег как идеальную монархию, а ее короля - как просвещенного и мудрого монарха. Король Бробдингнега осуждает войны. В своей стране он стремится установить порядок, основанный на принципах разума и высокой нравственности.

Блестящей сатирой на науку, оторванную от жизни и потому ненужную людям, является эпизод, связанный с пребыванием Гулливера в Лапуте.

Гулливер посещает Великую Академию и становится свидетелем многих научных «открытий»: один ученый восемь лет разрабатывал проект извлечения солнечной энергии из огурцов с целью применения ее в случае холодного лета; другой занимался пережиганием льда в порох; третий открыл способ пахать землю при помощи свиней и таким образом избавиться от расхода на плуги, скот и рабочих и т.д.

Четвертая часть романа - «Путешествие в страну гуигнгнмов» - содержит гневное обличение бесчеловечности бурж общества, отвратительным порождением которого являются звероподобные существа йеху, и картину жизни патриархальной общины добродетельных лошадей гуигнгнмов, противопоставляемых йеху.

И внешний облик, и внутренняя сущность йеху отвратительны. Эти похожие и на обезьян, и на людей существа хитры, злобны, вероломны и мстительны. «Они сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми, низкими и жестокими». Они жадны и сластолюбивы, неопрятны и уродливы, драчливы и безнравственны.

Больше всего они ценят цветные и блестящие камешки, которые отнимают друг у друга и закапывают в землю. Из-за них они готовы убивать и проливать кровь.

Вернувшись в Англию, Гулливер обнаруживает у своих соотечественников черты, свойственные йеху.

Свифт не видел выхода из противоречий буржуазного общества. Но он всегда был непримирим к несправедливости и оставался ревностным защитником свободы.

Творчество Свифта - важный этап в развитии просветительского реализма. Как мастер смеха в разл формах его проявления - от сатиры до язвительной иронии - Свифт занял видное место в мировой литературе.

Дефо

Даниель Дефо (1660-1731)

Основоположником европейского реалистического романа нового времени считается Даниель Дефо.

Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы.

Дефо явился зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие. Дефо приступил к их разработке, наметив важнейшие линии в развитии романного жанра.

Дефо исходит из представления о его доброй природе, которая подвержена воздействию окр среды и жизненных обстоятельств.

Даниель Дефо родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, жившего в Лондоне. Дефо был отдан на обучение в пуританскую духовную академию, но религиозным проповедником не стал.

Его влекла жизнь со всеми ее превратностями, рискованными коммерческими операциями; несколько раз он был вынужден объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции.

Однако интересы Дефо не ограничивались предпринимательством. Его кипучая энергия проявилась в политической и публицистической деятельности.

В 1685 г. он принял участие в восстании против короля Якова II, стремившегося восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Дефо вынужден был долго скрываться. «Славную революцию» 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо размышлял над способами наилучшей организации жизни общества.

Дефо волновало многое: вопросы женского образования; судьба обездоленных природой людей - слепых, глухих; смело выступал против господствующей англиканской церкви, высмеивая осн положения ее вероучения и отвергая церковные догматы.

Многие памфлеты Дефо не были подписаны его именем, и все же авторство обычно становилось известным. Народ приветствовал сочинения Дефо, а сам автор не один раз подвергался аресту и отбывал очередное тюремное заключение.

Начало литературной деятельности Дефо относится к 1697 г, когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах». В нем Дефо выступает с предложениями об организации банковского кредита и страховых компаний, пишет о насущной необходимости женского образования.

В памфлете «Ходатайство бедняка» Дефо поднимает голос против несправедливости законов, карающих бедняков и защищающих богачей.

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин», высмеивающая аристократическую спесь дворян и утверждающая право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не знатными предками, а достойными поступками.

Дефо был приговорен к тюремному заключению и выставлению у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни в народе начал распространяться «Гимн позорному столбу», написанный Дефо в Ньюгетской тюрьме.

«Гимн» был написан в форме народной песни, и в день, когда Дефо стоял у позорного столба, собравшаяся на площади толпа распевала ее, приветствуя автора.

В 1719 г., когда Дефо было 59 лет, появилась первая часть «Робинзона Крузо», сделавшая его имя бессмертным. Вторая часть романа вышла в 1720 г, третья - в 1721 г. Дефо выдал роман за подлинные мемуары самого Робинзона. Именно так эта книга и была воспринята современниками.

Толчком, а во многом и основой для создания романа послужил очерк Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем рассказывалось о действительном происшествии: матрос Селькирк вступил в ссору с капитаном корабля и был высажен на остров Хуан Фернандес, где провел в полном одиночестве четыре года и четыре месяца.

Этот факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, привлекающее не только своей занимательностью, но и философским смыслом.

«Робинзон Крузо» оказал влияние на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы преломились в творчестве Вольтера («Кандид»), Руссо и Гёте («Фауст»).

Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове. Рассказывая во всех подробностях о 28 годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в литературе развивает тему созидательного труда.

Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, наедине с природой, герой Дефо трудится над изготовлением предметов домашнего обихода, сооружает лодку, выращивает и собирает свой первый урожай.

Преодолевая массу трудностей, он овладевает различными ремеслами.

Однако Робинзон - это не только человек «вообще», кот действует согласно своей «природе» и велению разума; Робинзон - это и вполне типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений.

И если лучшие черты, свойственные Робинзону-человеку, смогли проявиться вдали от людей, в условиях необитаемого острова, то они не смогли подавить в нем истинного буржуа.

Во всем сказываются его деловая сметка и здравый смысл. Его религиозность и набожность сочетаются с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы; как истинный пуританин, он не расстается с Библией, но вместе с тем он мелочно расчетлив и во всем руководствуется прежде всего интересами выгоды.

Предаваясь моральным рассуждениям, герой все сопоставляет и взвешивает.

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей.

В этом молодом дикаре, спасенном им от смерти, Робинзон хочет прежде всего видеть своего слугу, раба. Не случайно первое слово, которое он учит его произносить - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, и его радует покорность» Пятницы. Узнав Пятницу ближе, Робинзон понимает, что по живости своего ума юноша не уступает ему. Пятница не только услужив, но умен и восприимчив; он понимает все, чему его обучают. Благодаря Пятнице, к которому Робинзон искренне привязался, жизнь на острове стала «приятной и легкой».

Как истинный пуританин, Робинзон стремится приобщить Пятницу к религии. Однако вопросы, которые тот задает ему, нередко ставят Робинзона в тупик.

Описания приключений Робинзона содержат большой обобщающий смысл. В романе воплотились представления Дефо о человеческой жизни, основные этапы которой Робинзон проходит за время жизни на острове (оказавшись один на один с природой, он занимается охотой и рыболовством, потом разводит скот, обрабатывает землю и, наконец, обретает в лице Пятницы раба и позже превращает остров в колонию).

Ему удалось достать с разбитого корабля инструменты, оружие, порох, бумагу, чернила. Во всех этих предметах воплощен труд многих тысяч людей, и, таким образом, человеческое общество незримо присутствует в хижине Робинзона. Без его поддержки он не смог бы, несмотря на всю свою энергию, создать необходимые для жизни условия.

Необыкновенную историю Робинзона Дефо сумел рассказать с удивительной художественной выразительностью.

Повествование ведется от первого лица в живой форме. Простота рассказа обладают большой силой убедительности. С необычайной тщательностью воспроизводит Дефо мельчайшие подробности жизни своего героя, и каждая из них приобретает глубокий смысл.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, умеет передать своеобразие каждого времени года. Великолепны его описания моря.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» по глубине содержания и по худ уровню значительно уступают первой. В них речь идет о жизни и деятельности Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговых путешествиях в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колонии поселенцев на том острове, где он прежде жил в одиночестве.

Робинзону приходится преодолевать многие препятствия, однако теперь речь идет уже не столько о приключениях, сколько о деловых авантюрах и спекуляциях, а сам герой изображен как буржуазный делец.

Третья часть романа содержит рассуждения буржуа Робинзона о жизни.

Последовавшие за «Робинзоном Крузо» произведения Дефо составляют несколько групп: приключенческие романы, морские приключенческие романы; исторические романы на ранней стадии их развития.

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или автобиографий. В них рассказывается история жизни героя и становления его личности.

Дефо раскрывает воздействие условий жизни на формирование человека.

Он показывает своих героев в столкновении с жестоким миром. Как правило, это сироты, подкидыши, пираты, - вынужденные действовать в соответствии с бесчеловечными законами бурж мира или становиться их жертвами.

Каждый ведет борьбу в одиночку, рассчитывая на свои силы, ловкость, находчивость.

В «Робинзоне Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он поведал о судьбе одинокой женщины в буржуазном обществе. На путь порока ее толкают нищета, голод и жестокость окружающих ее людей. Судьба героини Дефо определена социальными условиями ее жизни.

В историю литературы Дефо вошел как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей и содействовал демократизации литературы. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с крупнейшими произведениями мировой литературы.

576
20.09.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.