AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Национально-культурная специфика дискурса

Национально-культурная специфика дискурса

Национально-культурная специфика построения дискурса непосредственно связана с этнопсихолингвистической детерминацией речевой деятельности, языкового сознания и общения.

1) следует иметь в виду «возможность различной принципиальной стратегии порождения высказывания, связанную с особенностями языка».Так, при порождении высказывания вьетнамцы пользуются линейным принципом («счетом» синтаксических позиций). Английский язык славится своим строгим порядком слов (субъект — предикат — объект). Не менее жестко обстоит дело с порядком слов в немецком и скандинавских языках, предполагающих инверсию только при определенных контекстуально-грамматических условиях. В русском же языке, как считается, порядок слов свободный. Но, у нас порядок слов отражает, например, актуальное членение высказывания и выражает категорию определенности/неопределенности.

2) следует иметь в виду потенциальную возможность различных стратегий построения текста и дискурса. В разговоре с немцем «на вежливое "Как поживаете?" желательно отвечать обстоятельно, не упуская ни одной детали. В Японии не любят прямых вопросов так же, как и прямых ответов. Крайне редко японец скажет Вам четкое «да» или четкое «нет».

3) разный характер и разную меру связанности речевого действия с неречевым. Так, для народов Океании характерно такое явление, как «речь-действие». Это значит, что значение слова тесно связано с невербальными действиями, его сопровождающими. Во французском коммуникативном акте жесты сопровождают речь, передавая различные эмоции говорящего. В итальянском жесты могут «корректировать» смысл высказывания, свидетельствуя об искренности/неискренности говорящего, его истинных мотивах.

4) «Личная зона» в разных культурах может варьироваться от полуметра (у южных европейцев или латиноамериканцев) до полутора метров и чуть более (у американцев, североевропейцев). У русских эта зона равна 0,8—1 м.

5) для нормального протекания коммуникации крайне важны различные контакты: визуальные, тактильные. Так, при общении с представителем восточных культур (корейцами, японцами, арабами и т. д.) не следует злоупотреблять визуальным контактом «глаза в глаза», так как это может восприниматься как вызов, агрессия или невоспитанность. Нельзя постоянно прятать глаза, если Вы говорите с европейцем, так как это будет воспринято как проявление неискренности. У русских контакт глаз необходим, но он должен быть «пунктирным».

6) важны для адекватного общения и жесты и мимика, сопровождающие речь. Ну, во-первых, не нужно размахивать руками, если Вы общаетесь не с французом или с итальянцем. Жест «о'кеу» для арабов или персов, в Бразилии считается непристойным. У с болгар, индийцев, турков или греков движение головой сверху вниз означает не согласие, а покачивание — согласие.

  1. 1) возможны разные жесты, передающие одно значение;
  2. 2) один жест может выражать разные значения в разных культурах; 3) возможно совпадение на уровне жестов и значений, но фиксация в языках данных жестов может быть различной.

7) межкультурные различия могут касаться демонстрации эмоций. Например, восточные европейцы предпочитают среди «своих» сдерживать негативные эмоции и проявлять позитивные, в то же время для них допустим показ негативных эмоций среди «чужих». Американцы же, наоборот, считают более приемлемой демонстрацию гнева, страха или отвращения среди «своих» (перед родственниками и друзьями), нежели среди «чужих».

Ученые выделяют ситуативно обусловленное и контекстно ориентированое общение; и ситуативно независимое и контекстно свободное общение. Для ситуативно обусловленных и контекстно-ориентированных культур характерна значительная неконкретность и неопределенность дискурса, желание избегать категоричности в речи (японцы стараются избегать прямых вопросов и прямых ответов).

8) Среди характерных черт, которые обусловливают национально-культурную специфику коммуникации, есть и такие, которые не несут смысловой нагрузки. Темп речи — высокий, например, у англичан или испанцев. Способ заполнения пауз: русские будут тянуть невнятное «э-э-э», в то время как англичане или американцы скажут не менее нечленораздельное «а-ат». 

31.08.2016, 508 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.