Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

15 августа

О флагах

когда петр понял что он тряпка
прилип к зухре он как к древку
и этим вот семейным флагом
теперь по жызни машет он

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория РоссииОсобенности развития СССР в период «перестройки»


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Особенности развития СССР в период «перестройки»

Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований

В марте 1985 г. в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дельнейшем получит название «перестройка». Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

Перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны. Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. Основные капиталовложения были направлены в отечественное машиностроение.

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономически издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло, так как использовались традиционные командно-административные меры.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Был принят Закон о государственном предприятии (объединении) (1987), утверждено постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов.

К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие: предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет; сокращение плановых показателей; радикальная перестройка централизованного руководства экономикой; создание новых организационных структур управления; всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций. Но реального воплощения эти меры не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. Однако общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенность, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программы «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский). Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике. Эта программа у многих отечественных и зарубежных ученых вызвала настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено составить программу на их основе. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР.

Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета Министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т. п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ.

Главнейшим достоянием перестройки стояла гласность. Именно она явилась основным инструментом, с помощью которого началась политическая реформа. С января 1987 г. на основании решения Пленума ЦК КПСС начали внедряться элементы демократии в политический процесс: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также избрание руководителей предприятий и учреждений, усилилась роль трудящихся в управлении производством.

Следующим важным шагом в реформировании политической системы стала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня – 1 июля 1988 г.), решения которой дали импульс для реформ в политической сфере.

Впервые провозглашалась цель – создание в СССР гражданского общества и правового государства.

Основными направлениями реформ в политической сфере были:

  • – радикальная демократизация процесса выборов путем внесения изменений в избирательное законодательство (проведение выборов на альтернативной основе в территориальных округах и от общественных организаций);
  • – установление двухуровневой системы высшей представительной власти в стране – Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, избираемого из депутатов Съезда;
  • – прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций;
  • – превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законотворчеством;
  • – создание нового органа правового контроля – Комитета конституционного надзора;
  • – ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль партии в обществе. По-существу, это стало правовой основой и открыло возможности для становления многопартийности;
  • – учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;
  • – изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту СССР.

Чем глубже развивались перестроечные процессы в стране, тем острее становилась борьба между различными политическими силами.

Первое направление – это борьба внутри КПСС между представителями различных платформ – «демократической», «марксистской» и др. Но основные столкновения происходили между М.С. Горбачевым и его сторонниками и их ортодоксальными оппонентами из властных структур партийно-государственного аппарата, которые считали, что перестройка не дает реальных результатов и все дальше уводит от идей социализма.

Второе направление – это борьба между центристской линией М.С. Горбачева и радикальными демократами, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина. Постепенно эта линия противостояния по мере нарастания экономического и политического кризиса стала главной, и политический вес либералов (их называли тогда демократами) увеличивался в геометрической прогрессии.

Реформа политической системы дала неоднозначные результаты. Она, бесспорно, привела к ослаблению власти в центре и на местах (особенно после отстранения КПСС от непосредственного управления государством). Но стали проявляться сепаратистско-обособленческие и националистические тенденции, усилилась социальная напряженность. Жизненный уровень большей части населения ухудшился. Однако непреложным завоеванием перестройки и конкретным итогом политических реформ стало разрушение тоталитарной системы, утверждение политической свободы, свободы слова и совести, начало формирования правового государства и гражданского общества, создание постоянно действующего парламента.

Обострение межнациональных отношений

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшилась.

В условиях развития гласности и демократии начались открытые национальные конфликты:

  • – митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986);
  • – создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.), требовавших выхода из СССР;
  • – Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор;
  • – трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли;
  • – волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989 г.);
  • – межэтнические столкновения в Киргизии (1989 г.);
  • – вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г).

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день – национальный праздник Российской Федерации.

В этих условиях руководство СССР приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.

Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76 % голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70 % проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3 % голосов.

В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»). Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

945
18.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.