Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИностранные языкиСовременный польский языкРазвитие литературы на польском языке


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Развитие литературы на польском языке

Наличие в Польше крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано, но существование древней  фольклорной традиции подтверждается  использованием народных преданий, песен, пословиц и т.д. или упоминанием об их бытовании, которые встречаются в старопольской письменности.

Старопольскую литературу обычно делят на три периода: средневековье (XII-ХV вв.), Возрождение (XVI в.), барокко (до середины XVIII в.).

Первые памятники польской средневековой литературы на латинском языке имели как религиозно-церковный, так и светский  характер. Так, историческая хроника Галла Анонима (нач. XII в.)  имела светский характер. Кульминацией в развитии этого жанра стала многотомная «История Польши». Затем латынь постепенно уступает место польскому языку. В XVI в. («золотом веке» в развитии польской письменности, литературы,  литературного языка) польский язык широко проникает в политическую, культурную, общественную жизнь, духовную литературу, школу.  Первым писателем, писавшем только на польском языке, был Миколай  Рей («отец польской литературы» и автор высказывания: Polacy nie gęsi, iż swój język mają «Поляки не гуси, у них есть свой язык».) Это сатирик, бытописатель, моралист, популярный среди шляхты. Учился во Львове и Краковской академии. Автор сатирико-дидактической общественно-политической поэмы «Краткая беседа между тремя особами: Паном, Войтом и Плебаном»(1534 г.), «Полное изображение жизни достойного человека» (1558 г.), «Зерцало» (1568 г.). Образец высокой поэтической культуры  польского Возрождения – творчество  Яна Кохановского (1530 - 1584). Это  один из представителей европейской литературы, писал на латинском и польском языках. Автор поэм «Согласие» (1562 г.), «Сатир или дикий человек» (1564 г.), стихотворной новеллы «Шахматы» (около 1566 г.), лирических стихотворений «Песни» (1586 г.), драмы «Отказ греческим послам» (поставлена в 1578 г.). Перевел «Псалтырь Давида» (1579), положенную на музыку М. Гомулкой, морально-философские стихотворения «Фрашки» (1584),. Вершина творчества – цикл надгробных плачей «Трены» (на смерть дочки Уршульки). Совершенствование языка прозы засвидетельствованы творчеством Лукаша Гурницкого (1527-1609), автора литературного произведения «Польский придворный» (1566), исторических трудов, политических трактатов.

Конец XVI – перв. пол. XVII  вв. – период расцвета мещанско - городской культуры. В кругу состоятельных городских верхов получает развитие ренессанская традиция, создается поэзия на латинском и польском языках. Приобретают популярность описательная поэма, сатира и моралистика (С. Клёнович), жанр идиллии (Ш. Шимович, братья Ю. и Ш. Зиморовичи и др.). Разнообразна в жанровом отношении литература, создаваемая плебейскими низами города («совизжальская» сатира, «рыбалтовская» комедия, лирические стихи и песни, цикл «Крестьянских жалоб» и т.д.).

XVII в. - первая треть XVIII в. - период «застоя» и иноязычного влияния в истории польского литературного языка. В этот период (т.н. «польское барокко») появляются рифмованные хроники и трактаты (С. Твардовский, В. Коховский), сочинения религиозного и мистического содержания, произведения галантно-любовной и медитативной лирики (Я. Морштын) и т.п.

В эпоху Просвещения (вторая пол. ХVIII – нач. ХIХ вв.) наблюдается борьба за реформы и национальную независимость. Появляются литературно-художественные и общественно-политические журналы, национальный театр, обогащается литературный язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, А. Нарушевич, С. Трембецкий, Т. Венгерский) подчиняют свое творчество решению национальных задач, используя жанр сатиры, басни, ирокомической поэмы. В. Богуславский начинает вводить в драму простонародный элемент. Создается роман нового времени, объединяющий элементы дидактического, приключенческого, нраво-описательного и фантастико-утопического жанров («Приключения Миколая Досьвядчиньского» И. Красицкого, «Рукопись, найденная в Сарагоссе» Я. Потоцкого). Видное место занимает поэзия рококо  и сентиментализма. На рубеже 80-90-х гг. XVIII в. процветает радикальная публицистика, анонимная «якобинская поэзия» и т.п.

К концу XVIII в. язык и стиль литературных произведений обретает большую простоту при известной лексической ограниченности и скованности стилистическими нормами.

Перелом в истории  польского литературного языка совершается в первой  трети XIX века  последователями романтизма. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпическая поэма, или «поэтическая повесть» («Гражина» (1822), «Конрад Валленрод» (1828) А.Мицкевича, «Мария» А. Мальчевского, «Каневский замок» С. Гощиньского), делаются попытки обновления драматических форм. Романтики обращаются к фольклору, используют исторические сюжеты, появляется новый тип героя.

Особое место занимает в истории развития польского литературного языка творчество Адама  Мицкевича (1798-1855 гг.). Он преодолевает нормы  XVIII  в.  и вводит  в литературный язык  элементы народной речи. В 1822 г. опубликовал «Баллады и романсы» (Сб. «Поэзия». Т.1. Вильно), ознаменовавшие  романтический перелом в польской литературе. Также является автором таких стихотворных произведений, как «Ода к молодости» (1820), «Крымские сонеты» (1826, 1929), «Дзяды» (драма,1832), «Пан Тадеуш» (нац. эпопея, 1834), «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), «Лозанская лирика» (1839-840) и др.

После разгрома польского восстания 1830-1831 гг. определяющей (временно) становится литература эмиграции. Активно развивается  романтическая драма, разнообразная по форме (3-я часть «Дзядов» А. Мицкевича, «Кордиан» Ю.Словацкого, «Небожественная комедия», «Иридион» З.Красиньского). Жанр поэмы обогащается новыми разновидностями: национальная эпопея «Пан Тадеуш» А.Мицкевича, философско-историческая  поэма Ю. Словацкого «Король Дух» и др.

В самой стране отдельные авторы остаются вне романтизма (А. Фредро шел от просветительских традиций к реализму: «Пан Гельдбах»(1821),«Дамы и гусары»(1826), «Месть»(1834, опубл. 1845), «Тетушка» (опубл.1858), «Пожизненная рента» (1845) и др.) Развиваются прозаические жанры (Ю. Крашевский, Ю. Коженёвский  и др.). Особое место в литературе 40-70-х гг. занимает Ц. Норвид (1821-1883), поэт, драматург, прозаик, также ваятель, живописец, рисовальщик. Является автором поэмы «Прометидион» (1851), трагедии «За кулисами» (1865-1866), «Клеопатра» (1870-1872), «Перстень великосветской дамы» (1872), стихотворного цикла «Vade-mecum» (в т.ч. стих-я «Фортепиано Шопена») (1865-1866), новеллы «Цивилизация» (1861), «Тайна лорда Сингельуорта» (1883), «Печать » (1883)  и др.

После восстания 1863-1864 гг. в литературе  утвердился реализм (это период т.н. «позитивизма»). В публицистике и в ряде художественных произведений пропагандируются идеи «органического труда», «работы у основ», содействие экономическому прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации шляхетских предрассудков. Активно развивается проза (в романах, повестях, рассказах), в которой представлена широкая социальная панорама: изображается жизнь крестьянства и городских низов, обрисовываются новые социально-психологические типы. Во второй половине XIX в. продолжается развитие и обогащение польского литературного языка писателями-реалистами. Это Юзеф Крашевский, Элиза Ожешко, Болеслав  Прус, Генрих  Сенкевич, Мария Конопницкая  и др.

Элиза Ожешко (1841-1910) является автором  рассказа «В голодные годы», сб. новелл «Из разных сфер», романов «Марта» (1873,  тема эмансипации женщин), «Эли Маковер» (1874-1875), «Семья Брохвичей» (1876, помещичья среда), «Меир Эзофович» (1878, из жизни местечковых евреев), «Хам» (1888), «Над Неманом» (1888, вершина творчества – широкая картина современного общества), «Аргонавты» (1899) и др.

Болеслав Прус (Александр Гловацкий) (1847-1912) известен как автор таких романов, как «Кукла» (1887-1889), «Эмансипированные женщины» (1891-1893), «Фараон» (1895-1896, историческое произведение, в котром показан механизм власти), «Дети» (1908), «Перемены» (1911, незакон.), также повести «Возвратная волна» (1880), «Форпост» (1885), рассказов «Сиротская доля» (1876), «Михалко» (1880), «Антек» (1881), «Грехи детства» (1883) и др.   

Популярность получают исторические романы  Генрика Сенкевича (1846-1916). Это историческая трилогия «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888), роман-эпопея «Quo vadis» («Камо грядеши») (1894-1896), романы «Крестоносцы» (1897-1900), «Легионы» (1913-1914, не закончен), «Без догмата» (1889-1990), «Семья Полонецких» (1893-1894), повести и рассказы (в т.ч. «Янко-музыкант»).

В последние десятилетия  ХIХ в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский и др.).

В литературный период 1890-1918 гг. (получивший в польском литературоведении название «Молодая Польша») наряду с развитием реализма возникают модернистские движения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). Теоретиком модернизма выступал С. Пшибышевский и др. Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, ее основные жанры: философская, любовная и пейзажная лирика. Конец XIX в. - первая четверть XX в. - это время творчества Казимежа Тетмаера,  Владислава Реймонта, Стефана Жеромского  и др.

Владислав Реймонт (1867-1925) написал романы  «Брожение» (1897), «Мужики» (1902-1909, т.1-4), повести «Комедиантка»(1896),«Обетованная земля»(1899), историческую трилогию «1794 год» (1913-1918), повести и рассказы. В  1924 г. получил Нобелевскую премию в области литературы и др.

Стефан Жеромский (1864-1925) является автором сб. «Расклюет нас воронье» (1895), автобиографической повести «Сизифов труд» (1897), романов «Бездомные» (1900), «Пепел» (1902), «История греха» (1908), «Верная река» (1908), драмы «Роза» (1909).

Новые жизнеутверждающие мотивы появляются в лирике Л. Стаффа, сторонника «классической» линии в поэзии, сатирических стихах Т. Бой-Желеньского. Реалистическую драму представляют «мещанские трагифарсы» Г. Запольской («Мораль пани Дульской» (1906), «Панна Маличевская» (1912) ).

После восстановления  польского государства в 1918 г. часть писателей выступала в защиту  буржуазного государства, другая часть ориентировалась на демократические идеалы.В 30-х годах развивается реалистическая психологическая проза(Я. Ивашкевич, З.Налковская и др.) и драма, а также т.н. иррациональный психологический роман и гротескная драматургия. В этот период Ярослав Ивашкевич (1894-1980) написал сб. стихов «Книга дня и книга ночи» (1929), «Лето 1932» (1933), повести «Луна восходит» (1925), «Березняк» (1933), «Барышни из Волька» (1933), романы «Гиларий, сын бухгалтера» (1923), «Красные щиты» (1934, ист.), «Блендомерские страсти» (1938), пьесы «Лето в Ноане» (1936-1937), «Маскарад» (1939) и др. Зофья Налковская (1884-1954) является автором  романов «Женщины» (1906),  «Нарциза» (1910), «Роман Терезы Геннерт» (1923), «Недобрая любовь» (1928), «Граница» (1935), «Нетерпеливые» (1938), «Узлы жизни» (1948), драм «Вдовы (Вдовий двор)» (1930), рассказов, очерков, а также «Дневников периода войны» (опубл.1970), «Дневников» (1976-1980, тт. 1-3) и др.

В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Л. Стаффа и символико-фантастической лирики Б. Лесьмяна, выделилась идейно неоднородная группа «Скамандр» (Ю. Тувим, Я. Ивашкевич, А. Слонимский и др.), с «традиционализмом» которой боролись «авангардисты» (Ю. Пшибось и т.п.). В лирике К. Гальчинского, Ю. Чеховича, М. Яструна и др. отразилось ощущение предстоящей  катастрофы.

В годы 2-й мировой войны 1939-1945 гг. продолжали создаваться литературные произведения (К.Бачиньский,  Л. Шенвальд, Е. Путрамент, В. Броневский, Ю. Тувим и др.).

Облик литературы 1945 -1948 определялся потребностью осмысления пережитого Польшей в годы войны. Это реалистическая проза Т. Боровского (сб. рассказов «Каменный мир», «Прощание с Марией» (1948), «Мы были в Освенциме» (1946, совм. С Я. Седлецким, К. Ольшанским )),  З. Налковской, Я. Ивашкевича («Мать Иоанна от Ангелов» (1946), «Мельница на Лютыне» (1946)), драмы Л Кручковского («Возмездие» (1948), «Немцы» (1949, п. 1974) и др.).

После 1949 г. появляются произведения о преобразованиях в стране (М. Домбровская «Обезьяна приходит за свом черепом» (1959), В. Мах «Ржавчина» (1950), «Дом Явора» (1959) и др.) о периоде фашистской оккупации (Б. Чешко), о событиях в Польше в сентябре 1939 (Е. Путрамент, В. Жукровский). Достижения в поэзии связаны с творчеством В. Броневского, К. Гальчинского, Я. Ивашкевича, Ю. Пшибося, М. Яструна и др..

В сер. 50-70-е гг. развивается эссеистика и философско-аналитическая проза (Т. Бреза, С. Дыгат). Получил развитие жанр исторического и историко-биографического романа (Я. Парандовский, Т. Парницкий, Т. Голуй). Стала популярна философская фантастика. Наиболее ярким представителем является Станислав Лем. Он родился 1921г. во Львове, после войны переехал в Краков, где закончил медицинский факультет Ягеллонского университета. Дебютировал стихами в еженедельнике «Tygodnik Powszechny». Первая книга «Астронавты» вышла в1951 г., затем были изданы «Магелланово облако» (1955, утопия), «Эдем» (1959, антиутопия), «Возвращение со звезд» (1961), «Дневник, найденный в ванне» (1961), «Солярис» (1961, философ.), «Голос неба» (1968,трактат), «Маска» (1976), «Насморк» (1976), научно-фантастические рассказы «Сезам» (1954), «Звездные дневники» (1957), «Вторжение с Альдебарана» (1959), «Книга роботов» (1961), «Сказки роботов» (1964), «Кибериада» (1965), «Охота» (1965), «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968), «Бессонница» (1978),  «Следственный эксперимент» (1982), «Провокация»  (1984)а также автобиографический роман «Высокий замок» (1966) и т.п. Его произведения были переведены на 25 языков мира.

В  последней трети ХХ в. наблюдается расцвет художественно-документальной прозы, отличающейся многообразием в своих жанровых проявлениях. Это прежде всего произведения о войне, о человеке на войне, о путях его политического и морального выбора. Вымышленные герои действуют на фоне реальных событий (у Збигнева Сафьяна  в «Рассказе о 1944 годе» (1983)), хотя возможны и реальные исторические личности (Гитлер у Ежи Путрамента в «20 июля …» (1973 г.)).

В 60-70-е годы отмечены значительные достижения польской деревенской прозы. Одним из ее ярких представителей является Веслав Мысливский, автор романа «Камень на камне» (1984).

Из современных  можно назвать таких писателей, как Т. Конвийчук,   К. Брандыс, В. Одоевский, М. Новаковский («Silna gorączka», «Zapis», «Mizerykordia», «Układ zamknęty», «Robaki»), М.Мусерович («Kłamczucha», «Ida sierpniowa», «Kwiat kalafiora», «Opium w rosole», «Brulion Bebe B»)  и др., таких поэтов, как Т.Ружевич, М.Бялошевский, С. Гроховяк, С. Хвин, О. Токарчук и др., таких драматургов, как С. Мрожек («Policja», «Indyk», «Tango», «Rzeźnia», «Emigranci»), Гомбрович и др.

Мастерство польских писателей получило признание во многих странах, а Генрик Сенкевич, Владыслав Реймонт, Чеслав Милош, Вислав Шимборский  стали  лауреатами Нобелевской премии.

368
13.06.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.