Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

опять растет в россии доллар
и евро тянется к нему
ну а зухру волнует больше
как огурцы у ней растут

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСтилистика и литературное редактированиеРедактирование текста: определение понятия "композиция", анализ структуры журналистского и литературного текста


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Редактирование текста: определение понятия "композиция", анализ структуры журналистского и литературного текста

Принято различать композицию художественного произведе­ния, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором.

Композиция информационных публика­ций преследует цель – сообщить информацию, точно передать фак­ты, используя для этого выработанные практикой стереотипы пост­роения.

Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности, помогает выяснить роль раз­личных внесюжетных включений – лирических отступлений, раз­личных композиционных рамок и других авторских приёмов.

Любое построение всегда предполагает наличие частей, кото­рые следует расположить определённым образом. Не случайно в литературоведении наравне с термином «композиция» часто употребляют термин «архитектоника», а работу писателя сравни­вают с работой архитектора.

Материалы массовой информации, как правило, невелики по объёму. Вся публикация обычно находится перед нашими глазами, и целостность текста должна быть очевидной. Работа над малым жанром отнюдь не проще, чем над много­страничным произведением. Не случайны советы мастеров слова молодым авторам – начинать с небольших рассказов. Специфика литературной формы материалов массовой информа­ции выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов.

Границы частей авторского материала должны быть точно оп­ределены, а структура – выверена. Деление текста на части – процесс далеко не механический. К выделению единиц струк­туры можно подойти на основании различных принципов (содер­жательного, логического, ориентированного на психологию читате­ля, учитывающего способы внешнего оформления структурных единиц). Каждый из этих принципов для редактора существен.

В условиях газетной полосы в качестве структурных единиц выступают материалы, объединённые названиями рубрик, шапка­ми, общими заголовками, части публикаций, снабжённые подзаго­ловками, части текста, набранные другим шрифтом, выделенные линейками или другими средствами оформления. Роль зрительных сигналов в небольшом по объёму материале особенно от­ветственна: они привлекают внимание, облегчают ориентировку в тексте, выявляют приёмы его организации, подчёркивают цело­стность конструкции. Точное расположение частей помогает повысить информатив­ность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоци­ональное воздействие, исключает искусственные связки, упроща­ет работу над переходами.

Укажем типичные недостатки композиции журналистского ма­териала, с которыми редактору приходится сталкиваться особен­но часто:

  • •  отход от темы;
  • •  неудачно выбранный принцип расположения частей;
  • •  неоправданное нарушение последовательности изложения;
  • •  несоразмерность частей;
  • •  неудачные композиционные приемы;
  • •  непрочность связей между частями;
  • •  нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
384
07.09.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru