Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяТеория и методика редактирования литературного произведенияСерийные издания художественной литературы, особенности их редакционно-издательской подготовки


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Серийные издания художественной литературы, особенности их редакционно-издательской подготовки

Согласно ГОСТу 7.60-2003, дающему в том числе и классификацию видов изданий по периодичности, сериальное (или серийное) издание - это издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и(или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие. Издательский словарь добавляет к этому определению ещё один важный нюанс: помимо общего заглавия, издания серии имеют типизированное (или даже одинаковое) оформление.

По периодичности и структуре формируется и такая совокупность изданий, как серия. Издания объединяются в серию на основании общности замысла, тематики, целевого или читательского назначения. Серии могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися. Они образуют так называемые сериальные издания. Непериодические серии получили название серийных изданий.

История

Общей тенденцией издательской практики было и остается увеличение количества серийных изданий и даже переход отдельных издательств целиком на серийный способ организации издательского репертуара. Это не случайно, потому что оправдано и экономически, и организационно, и в том смысле, что любую книжную серию можно рассматривать как способ формирования и организации круга постоянных покупателей и круга их чтения. Поэтому серийные издания имеют и общественное и коммерческое значение.

Книжные серии вошли в издательскую практику с изобретением книгопечатания. Итальянский первопечатник Альд Мануций начал в 1500 г. издавать серию собраний сочинений античных философов и историков. Эти книги были однотипны, т.е. ориентированы на исследовательский тип читательского восприятия и издавались для «ученого или ученика», которым нужно было дать научно подготовленные тексты классиков для изучения. Успех серии обеспечен, если издатель опирается на очевидную общественную потребность в ней.

Так поступила век спустя голландская фирма Эльзевиров, начавшая в 1626 г. серию «Малые государства», в которой вышло около 40 популярных путеводителей по разным странам. Здесь «можно было найти описание природы, истории и нравов жителей различных мест. Обычно в этих книгах сначала давались сведения о топографии страны, ее климате, растительности, географических особенностях, которые должны были поразить воображение читателя и заинтересовать его. Затем шли описания городов, образа жизни и главнейших (с точки зрения составителей) исторических событий, умело подкрашенных политическими пристрастиями голландских авторов. <...> Предприимчивые издатели верно поняли психологию голландских читателей тех лет, воодушевленных колониалистской экспансией времен первой буржуазной революции в Европе. Путешествовать тогда означало быть в центре современной жизни». У этой серии тоже был свой определенный покупатель и читатель - человек, знающий латынь, но малознакомый с географической наукой, бурно развивавшейся тогда. Эльзевиры издавали и научную литературу по географии.

В отечественной издательской практике серийные издания появились в середине XIX в. Предшественниками их были некоторые издания XVIII в., например «Древняя Российская вивлиофика» (1773-1775) Н.И. Новикова. В 1846 г. начали выходить две книжные серии с общим замыслом свода отечественной литературы. Серию «Собрание сочинений известнейших русских писателей» издавал П.М. Перевлесский (вышли сочинения М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, Д.И. Фонвизина) и предназначал ее для гимназического курса словесности. Это была научно-массовая серия.

С целью популяризации отечественной литературы А.Ф. Смирдин издавал серию «Полное собрание сочинений русских авторов» (вышло более 70 названий). Он часто приговаривал: «Дотоле не умру, доколе не издам всех русских авторов.

И в настоящее время едва ли не половина издательского репертуара по всем видам литературы организована сериями. Российская книжная палата ведет специальный библиографический учет и регистрацию серийных изданий: в «Книжной летописи» выходит дополнительный выпуск «Книги и брошюры. Указатель серийных изданий».

Объективным образующим признаком любой книжной серии является общий замысел как книговедческий способ удовлетворения и средство формирования общественного интереса к явлениям литературы, музыки, искусства.

Однако в отличие от общего замысла одного издания общий замысел серии распространяется на совокупность изданий уже вышедших и планируемых. Он тоже отражает объективно существующую потребность в книге и является способом организации отдельных изданий в единое целое. Замысел серии может быть ограничен частной издательской задачей, которая обычно сформулирована в названии серии.

К виду издания серия безразлична и может состоять как из изданий одного вида, так и из изданий разных видов. Это может быть серия собраний сочинений; серия сборников; серия отдельных изданий одного произведения; смешанная серия.

Воплощаясь в конкретное издание, общий замысел серии уточняется определенным, единым для всех выпусков типом читательского восприятия. Ориентация изданий серии на разные типы читательского восприятия обессмыслила бы серию как способ формирования круга постоянных покупателей и организации круга чтения.

Конкретизация общего замысла серии единым типом читательского восприятия характеризует ее целевое назначение, которым определяется тип серии. Целевым назначением детерминируются состав серии и принципы отбора имен и произведений, все структурные и содержательные элементы каждого входящего в нее издания. Серия всегда состоит из изданий одного из трех типов: научного, научно-массового, массового в зависимости от того, с какой целью она предпринята:

    • с целью отражения процесса и результатов научного исследования явления литературы, музыки, изобразительного искусства (серия научного типа);
    • с целью одновременной популяризации самого явления литературы, музыки, изобразительного искусства и популяризации научной оценки этого явления (серия научно-массового типа);
    • с целью популяризации самого явления литературы, музыки, изобразительного искусства (серия массового типа).

Конкретизировавшиеся в каждой серии общий замысел, тип читательского восприятия, целевое назначение являются критериями внутреннего единства ее, следствием которого становится и внешняя однотипность (а не однообразие!) отдельных изданий, выражающаяся в единстве художественного и технического оформления. Это помогает покупателю и читателю визуально отличать одну серию от другой.

Таким образом, книжная серия есть издательский способ организации потока однотипных (научных, научно-массовых или массовых) относительно самостоятельных изданий, выходящих в свет в соответствии с единым общим замыслом, который частично раскрывается в каждом из изданий, а целостно всей совокупностью их и может быть ограничен частной издательской задачей, обычно сформулированной в названии серии.

Особенности редакционно-издательской подготовки серийных изданий художественной литературы

На книжных полках современных магазинов стоит большое количество дорогих, но зачастую некачественно подготовленных изданий. Почти каждое из них входит в какую-либо серию. Подавляющее большинство — массовые по типу издания. Однако издание неполноценно, когда единственными элементами аппарата остаются выходные сведения, оглавление и колонтитул. В современных сериях даже сборники зачастую не имеют предисловия. Но встречаются интересные идеи, необычные подходы к реализации произведения в издание.
Многие современные издатели называют издательским проектом подготовку и выпуск любой серии книг. Однако если обратиться к представленному на сайтах крупных издательств книжному ассортименту, то можно встретить и разграничение книжных проектов и традиционных серий или внесерийных изданий. Например, часто издателем выделяются из потока серий проекты, автором или составителем книг которого является известный человек, проекты, осуществляемые под логотипом известного бренда и т. д. («АСТ»: серия «Дозоры» раскрученного автора Сергея Лукъяненко запущена в январе 2014 года и рассчитана на успех благодаря громкому заглавию, так как является продолжением «дозоров» Лукъяненко, недавно имевших огромную популярность среди читателей и экранизированных).
Так, всё. Я сдаюсь. Я не знаю где искать особенности редактирования именно серийных изданий ХЛ.

Про иллюстрации

Целостность издания создается единством манеры оформления всех изобразительных элементов книги. Особенно трудно выдержать единый стиль при создании серийного издания, когда серийное оформление и подготовку иллюстраций к каждому тому или выпуску серии выполняют разные художники. Так получилось в собрании сочинений А. Алексина (Центрполиграф, 2000), в котором не только общее серийное оформление, но и произведения, включенные в отдельные сборники, выполнены разными художниками. В этом издании можно найти и более серьезные просчеты. Например, портрет на обложке тома «Безумная Евдокия» не соответствует ни одному из изображений героев, представленных в иллюстрациях к произведениям, вошедшим в том. Различные стили использованы в оформлении помещенных в этом томе коротких рассказов «Очень странная история» и «Саша и Шура». Нет общей концепции иллюстрирования всего издания: только три из 10 иллюстраций относятся к смыслу рассказа «Саша и Шура» (показывают характер поступков героя), остальные семь имеют формальный характер, демонстрируя случайно подобранные сценки, ничего к пониманию смысла не добавляя. В результате некоторые тома серии не воспринимаются как единое целое.

282
05.05.2017 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.