Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Понятие типографики

Типографика (от греч. τύπος — отпечаток + γράφω — пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки.

Типографика представляет собой набор рекомендаций по использованию шрифтов и средств оформления, которые позволяют создать интересный и ясный для восприятия читателей текст. Под типографикой также понимается искусство графического дизайна, использующее моделирование и монтаж, чтобы вдохнуть в текст жизнь и заинтересовать пользователя не только своим содержанием, но и графической составляющей.

Лирика:

Исторически с типографикой связаны оформление книги и шрифтовой дизайн, хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами.

Типографикой занимаются арт-директоры, верстальщики, наборщики, графические и веб-дизайнеры, офисные служащие и все, чья работа связана с оформлением набранного шрифтом текста. В доцифровую эпоху типографика была специализированной профессией, но сейчас можно сказать, что «типографика — это то, чем занимается каждый»

Типографика полезна не только для грамотной верстки книг, газет и журналов. Она важна при создании печатной рекламы, дизайне сайта, баннера, наружной рекламы и многого другого. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции. Делают его живым, придают характер и способность передать идею не только содержанием, но и графически.

История

Нельзя сказать, что типографика как явление появилось только на рубеже XX – XXI веков. В действительности, история становления и развития типографики начинается с появления в жизни человека книгопечатания. Более того, своими корнями эта область графического дизайна уходит еще в более древнюю эпоху рукописных книг, когда красивое размещение текста на плоскости листа очень ценилось. Уже с середины XV века формируются первые основы типографики: в Европе в качестве шрифта для текстов используется удобочитаемая антиква, также издатели и авторы книг начинают выдерживать принцип равномерности интерлиньяжа и абзацного отступа как средства выделения и структурирования текста.

А в начале XVI века в обиход типографики впервые вводится курсив. В этот период книги начинают отличаться все более изощренным и оригинальным шрифтовым оформлением, одновременно утрачивается сходство шрифта с рукописным. Европейские книжные издания XVI столетия характеризуются тонально-живописным характером иллюстраций и богатым декором, включающим в себя и орнаментальные бордюры.

В XVII веке с подачи издательских домов Голландии типографика меняет свои задачи в пользу создания книг для более широкого круга читателей. Соответственно, книги приобретают небольшой формат для большего удобства, видоизменяются шрифты – они получаются с более утяжеленным рисунком, что позволяет сохранять четкость оттиска даже при больших тиражах изданий. В это же столетие появляется оригинальный шрифт «Королевская антиква», еще дальше отходящий от рукописного прототипа. В середине XVIII века впервые появились попытки систематизации типоразмеров и выпуска книг шрифтовых образцов.

Особую роль здесь сыграл англичанин Дж. Баскервилл, который отказался от использования книжного орнамента в пользу «чистой» типографики, основанной на исключительно шрифтовом оформлении. Типографика стремительно меняется – появляется геометрическая строгость шрифтового рисунка, выявляется композиционная значимость свободного пространства книжного листа, разрабатываются новые отточенные, контрастные шрифты для книгопечатания.

Промышленная революция способствовала разработке новых видов и разновидностей шрифтового рисунка для целей рекламы и периодики. В XIX столетии в обиход книгопечатания вводятся шрифты жирных начертаний, египетские шрифты, гротески, также возрастает значение книжных орнаментов и иллюстраций. В то же время критика обезличенного машинного производства привела к возрождению некоторых ручных типографских процессов.

На рубеже XIX — XX столетий в типографике, как и в других видах оформительского искусства, становится популярным стиль модерн с характерной для него экспрессией органических форм и декоративно-силуэтных иллюстраций, что, естественно, обеспечило поиск новых шрифтовых рисунков. Для этого же периода времени характерно возникновение экспрессивной типографики, целью которой являлось воссоздание образности авторского повествования посредством перемены шрифтовых кеглей и начертаний.

В первой половине прошлого века типографика развивалась уже в неоклассическом ключе, то есть на первый план вышла удобочитаемость каждого знака текста в целом, а также простота шрифтового рисунка. В 40 – 60-е годы типографика приобрела более деловой характер, что привело к упорядочению книжной композиции, приведению к единому оформлению всех визуальных элементов книги.

В качестве композиционного каркаса книги стала использоваться математически рассчитанная модульная сетка, состоящая из равных прямоугольников текста и свободных промежутков между ними. Такая композиция выдерживалась в изданиях от первой до последней страницы. В 1970 году в Нью-Йорке была основана Международная шрифтовая корпорация (ITC), которой принадлежит огромная роль в разработке новых шрифтов, в том числе хорошо известных нам сегодня. Как мы видим, каждая историческая эпоха характеризовалась своей типографикой и созданием своих собственных шрифтовых рисунков, отвечающих конкретным задачам и веяниям времени.

На современном этапе задача типографики заключается в том, чтобы доступно, в ясной и интересной форме донести до зрителя или читателя определенную информацию. Для этого специалисты по типографике (типографы) собирают в одно целое текст, выбирают шрифт, размещают определенным образом шрифтовые элементы относительно друг друга и заданного пространства. Несмотря на то, что такая работа кажется чисто технической задачей, методами типографики можно создавать настоящие произведения искусства.

Основные термины

К основным характеристикам типографики относятся:

  • гарнитура или тип начертания – дизайн, который объединяет группы символов; 
  • шрифт – стиль гарнитуры с определенной высотой букв, длиной и т.д.; 
  • длина линии или горизонтальное расстояние между левым и правым краем текстового блока; 
  • интерлиньяж или расстояние между строками; 
  • кернинг – расстояние между символами; 
  • трекинг - пробелы и плотность символов в слове либо предложении.
525
15.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.