Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЛогикаОпределение и структура понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Определение и структура понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями

Определение и структура понятия

Понятие является исходной формой рационального (теоретического) мышления. Форма мышления – это способ связи элементов мысли, выражающий ее структуру и содержание. Все неисчерпаемое содержательное многообразие мыслей облекается в логические формы: понятия, суждения и умозаключения. Устойчивость, универсальность и повторяемость логических форм – фундаментальный закон рационального мышления. Логические формы мышления – важнейший и неотъемлемый компонент предмета логики как науки. Среди форм рационального мышления понятие отличается тем, что оно отражает предметы, суждение связь между предметами и/или их признаками, а умозаключение – связь различных суждений. Иначе говоря, благодаря использованию понятий формируется логическое представление о предмете, т.е. формируется предмет мысли. Лишь затем данный предмет мысли становится основой всех теоретических рассуждений с помощью других форм мысли – суждения и умозаключения. Следует заметить, что в логике понятия отражают не объективно-материальный, а логический предмет – предмет мысли.

Формирование понятия происходит на основе целенаправленной селекции предметных признаков. Признаками считают все то, что характеризует предмет. Признаками являются свойства и отношения. Признаки предмета, которые отражаются в мышлении о предмете, называются признаками понятия.

Признаки могут быть общими и единичными, существенными и несущественными.

Единичные признаки те, которые характеризуют один предмет. Общие признаки характеризуют некоторое множество (класс) предметов.

Например, особенности исторического развития Украины (время, темпы, условия, деятельность определенных социальных субъектов и др.) – это единичные признаки, т.к. в странах Западной и Восточной Европы, Северной Америки они иные. А законы становления (частной собственности, обращения денежной массы, действие закона стоимости и т.д.) будут общими с этими странами.

Несущественные признаки – это те, которые не отражают качественных особенностей данного класса предметов. Несущественные признаки могут принадлежать и не принадлежать предмету.

Так, использование или не использование сети Интернет в избирательной кампании в Украине – несущественный признак, поскольку (за исключением мегаполисов) процент пользователей ресурсами данной сети по всей Украине незначителен.

Существенные признаки отражают качество, внутреннюю закономерную связь элементов предмета. Они же обусловливают наличие содержания предмета мысли.

Например, соблюдение законности, правил и норм избирательной кампании... – это существенные признаки демократических выборов.

Понятие основано именно на существенных признаках предмета мысли, причем, как на общих, так и на единичных.

Языковыми формами выражения понятий являются слова (слова-омо­нимы, т.е. тождественные по звучанию, но различные по значению и отражающие разные понятия, – «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутствие войны, и слова-синонимы, т.е. различные по звучанию, но отражающие одно и то же понятие и различающиеся лексическими оттенками, стилистическими особенностями, – «враг» – «недруг») или словосочетания (группы слов – «гоночная спортивная машина», «спортсмен-перворазрядник»). Однако некоторые слова, выражающие междометия («ох», «эй», «ух» и др.), частицы («не», «ни»), предлоги («в», «на», «под», «над»), союзы и др. – не понятия. Кроме того, понятие и слово – противоположности, находящиеся в диалектической связи. Понятия не могут передаваться от одного субъекта к другому. Понятия существуют только в мышлении субъекта. Содержание понятия идеально. Передаются только знаки и слова как материальные объекты, а не понятия.

Логическими приемами формирования понятий являются анализ (мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков), синтез (мысленное соединение в единое целое частей предметов или его признаков, полученных в процессе анализа), сравнение (мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам), абстрагирование (мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других), обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии) и т.п.

Таким образом, понятие – это форма мышления, отражающая предмет мысли в единстве его существенных признаков (реальных и воображаемых предметов, их свойств и отношений), которые воплощаются в слове или словосочетании и закрепляются в его определении.

Логическую характеристику понятия составляют содержание понятия и объем понятия, связанных обратной связью, которая носит название структурного закона понятия.

Содержание понятия это совокупность отраженных в нем существенных признаков предмета (одноэлементного класса или класса однородных предметов).

Так, содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».

Объем понятия – это определенное множество (класс) предметов, имеющее те признаки, которые отражены в содержании.

Например, под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем.

Множество (класс) состоит из отдельных объектов – элементов, число которых определяет конечность или бесконечность множества. Объем является количественной, а содержание – качественной характеристикой понятия. Определение содержания и объема – обязательная составляющая логической характеристики понятия.

Между содержанием и объемом понятия существует определенное отношение, имеющее такое название, как закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия, или структурный закон понятия

С расширением содержания понятия уменьшается его объем.

Пример: Если к понятию «компьютер» добавим понятие «стационарный», то получим понятие «стационарный компьютер», где содержание первого понятия шире второго, а, значит, объем более широкого понятия «компьютер» за счет добавления к нему понятия «стационарный» уменьшится, т.к. объем понятия «стационарный компьютер» целиком входит в объем понятия «компьютер».

И, напротив, с увеличением объема понятия сужается его содержание.

Тот же пример: если из понятия «стационарный компьютер» вычтем понятие «стационарный», то получим более широкое по объему понятие «компьютер», но его содержание будет уже.

Тем самым, расширить содержание понятия – это значит добавить к перечню мыслимых в нем существенных признаков один или несколько иных существенных признаков. Обратная процедура, т.е. убавление из перечня мыслимых в понятии существенных признаков, будет уменьшением содержания понятия. Уменьшить объем понятия – значит мыслить в нем меньшее количество предметов. Обратная процедура, т.е. увеличение мыслимых в понятии количества предметов, будет означать увеличение объема понятия.

Таким образом, чем шире объем у одного из двух понятий («компьютер»), тем уже его (понятия «компьютер») содержание, и наоборот. Закон обратного отношения объема и содержания имманентен понятию. Данный закон является основой понятия как формы мысли, обеспечивающей ряд логических операций – действий с понятиями и отношений между их видами.

Отсюда выходит логическая операция ограничения и обобщения понятий. Ограничение понятия означает переход от более общего (рода) к менее общему (виду) благодаря добавлению к содержанию родового понятия новых видообразующих признаков: «человек» – «молодой человек». Обобщить понятие означает переход от менее общего (вида) к более общему (роду): «военный корабль» – «корабль».

Виды понятий

Среди понятий выделяют определенные виды. Виды понятий выделяют по двум основаниям: по качеству, или содержанию и по количеству, или объему.

По количеству понятия делят на простые, сложные и дескриптивные; единичные, общие и пустые; регистрирующие и нерегистрирующие:

–       простые выражаются одним словом («республика», «гражданство», «кодекс», «совесть»);

–       сложные выражаются словосочетанием из двух слов («столица республики», «гражданское право», «кодекс чести», «свобода совести»);

–       дескриптивные, или описательные выражаются словосочетанием из трех и более слов («абсолютно черное тело», «редкие свойства души»);

–       единичные – это понятия, в которых мыслится лишь один элемент определенного класса («столица Украины», «студент I курса Иванов»);

–       общие – это понятия, в которых мыслится множество элементов определенного класса («страна», «государство», «экономист», «автомобиль»);

–       пустые – это понятия, в которых мыслится множество, не содержащее ни одного элемента (пустое множество) («философский камень», «кентавр», «вечный двигатель», «золотой век», «идеальный газ»);

–       регистрирующие – это понятия, объем которых представляет собой конечное множество элементов, количество которых может быть точно определено («государства-члены ООН», «вес человека»);

–        нерегистрирующие – это понятия, объем которых представляет собой бесконечное множество элементов либо количество этих элементов практически определить невозможно («человек», «улика», «ум»).

По качеству понятия делят на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные), конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные):

–       позитивные – это понятия, в содержании которых мыслится присущий предмету определенный признак («вежливый», «моральный», «алчный», «ненастный», «безупречный», «беспечный»);

–       негативные – это понятия, в содержании которых фиксируется отсутствие у предмета хотя бы одного признака («невежливый», «аморальный», «безграмотный», «некрасивый», «бескорыстный»);

–       конкретные – это понятия, элементами объема которых являются реальные, самостоятельно существующие предметы («справедливый руководитель», «поэма В. Маяковского «Хорошо!»», «свидетель», «субботник», «развитие», «зачетно-экзаменационная сессия»);

–       абстрактные отражают свойства предметов или отношения между ними и не существуют отдельно от них («гениальный», «справедливый», «честный», «тождество», «неравенство», «причинность»);

–       соотносительные отражают предметы, существование которых немыслимо без существования некоторых других предметов («дебет – кредит», «брат – сестра», «начальник – подчиненный»);

–       безотносительные отражают предметы, которые существуют самостоятельно и не нуждаются для своего понимания в наличии другого понятия («человек», «дом», «книга», «банк», «город»);

–       собирательные отражают совокупность однородных предметов, мыслимых как единое целое (общие – «созвездие», «библиотека»; единичные – «созвездие «Большая Медведица»», «библиотека им. Н. К. Крупской»);

–       несобирательные – это понятия, содержание которых можно отнести и ко всем элементам определенного множества (класса), и к каждому элементу в отдельности, мыслимого в понятии («вуз», «ручка», «река», «игрушка»). Единичные понятия разделительными быть не могут, т.к. в них мыслится только один элемент, а по отношению к нему квантор общности неприменим.

Так, отталкиваясь от выше изложенного, может быть дана полная логическая характеристика, например, понятия «мировоззрение»: по количеству выражающих слов – это простое понятие, по объему – общее, нерегистрирующее, по содержанию – позитивное, конкретное, безотносительное, разделительное.

Исходя из контекста употребления того или иного понятия в предложении, можно определить, или это понятие является универсальным, или неуниверсальным. Универсальным является понятие, если оно употреблено в своем сущностном общем значении. В универсальные понятия входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений («натуральные числа – в арифметике», «растения – в ботанике»). Понятие, употребленное не в своем сущностном общем значении, – неуниверсально.

Отношения между понятиями

Между видами понятий устанавливается система логических отношений. Отношения между понятиями существуют потому, что в мыслительном процессе возникает потребность сопоставлять, сравнивать понятия по содержанию и объему. Сравнимые – это понятия, в содержании или объеме которых имеются общие признаки или элементы («истина» и «заблуждение», «человек» и «студент»). Несравнимые – это понятия, ни в содержании, ни в объеме которых нет ни одного общего признака или элемента («мораль» и «электрон», «растение» и «политика»).

Сравнимые понятия по объему, т.е. которые устанавливаются на основании их количественного сопоставления, делят на совместимые и несовместимые (внеположные).

Совместимые понятия – это понятия, объем которых совпадает полностью или частично («И. Я. Франко» и «украинский писатель», «материализм» и «монизм»).

Среди совместимых понятий выделяют: тождественные (равнозначные), перекрещивающиеся (пересекающиеся), подчиненные (субординационные):

–       тождественные (равнозначные) – это понятия, находящиеся в отношении совместимости, объемы которых полностью совпадают и в которых мыслится один и тот же предмет, но содержание которых различно («первый космонавт Земли» и «Ю. Гагарин»):

                    a – первый космонавт Земли; 

                    b – Ю. Гагарин

 

–       перекрещивающиеся (пересекающиеся) – это различные по содержанию совместимые понятия, объем каждого из которых имеет лишь часть общих элементов («студент» и «волейболист»):

a – студент.

b – волейболист;

 

–   подчиненные (субординационные) – это отношение двух совместимых понятий, объем одного из которых полностью входит в объем другого, а объем второго – лишь частично в объем первого («преподаватель» и «преподаватель философии»):

 a – преподаватель.

 b– преподаватель философии.

          

 

Понятие с большим объемом, включающий в себя меньший объем второго понятия, называется подчиняющим.

Понятие с меньшим объемом, полностью включенное в больший объем родового понятия, называется подчиненным.

При отношении субординации между общим и единичным понятиями общее понятие (как имеющее больший объем) является подчиняющим, т.е. видом, а единичное понятие (как имеющее меньший объем)индивидом («памятник др.-рус. зодчества» (вид) и «Софийский Собор» (индивид)).

При отношении субординации между двумя общими понятиями подчиняющее понятие есть род, а подчиненное – вид («инфляция» (род) и «галопирующая инфляция» (вид)).

Несовместимые понятия – это понятия, объем которых совсем не совпадает. Среди несовместимых понятий выделяют: противоречащие (контрадикторные), противоположные (контрарные), соподчиненные (координативные):

–       противоречащие (контрадикторные) – это несовместимые понятия, одно из которых имеет определенную группу признаков, а другое – только отрицание этих признаков («белое» и «небелое»):

 a – белое.

 ā – небелое.

                   

Контрадикторные виды образуются посредством дихотомического деления подчиняющего их родового понятия. Отношение противоречия (контрадикторности) всегда связывает положительное и отрицательное понятия. Отрицательное понятие образуется из положительного с помощью отрицательной приставки («не», «без», «а»), т.е. два контрадикторных понятия связаны одним и тем же признаком, в одном случае принадлежащем, в другом – не принадлежащем предмету. Пара контрадикторных понятия исчерпывает видовой состав подчиняющего их рода или состав индивидов подчиняющего их вида.

Так, понятия «инфляционный бюджет» и «неинфляционный бюджет» являются общими противоречащими понятиями и видами, подчиненными общему понятию «бюджет» – роду;

–       противоположные (контрарные) – это несовместимые понятия, видовые признаки которых взаимно исключают друг друга («белый» и «черный»). Поскольку такие понятия имеют общий родовой признак («быть цветом»), то они являются соподчиненными. Однако объем противоположных понятий не исчерпывает объема родового относительно них понятия (потому что существует еще и «промежуточный» цвет):

   a – белый.

   b – черный;

 

 

–       соподчиненные (координативные) – это несовместимые понятия, объемы которых полностью входят в родовое понятие, которому они в одинаковой степени подчиняются, однако, содержание каждого из этих понятий имеет еще и свои видовые признаки («материалистический взгляд на мир», «идеалистический взгляд на мир», общее родовое понятие которых – «философский взгляд на мир»):

 a – материалистический взгляд на мир.

 b – идеалистический взгляд на мир.

 c – философский взгляд на мир.

 

Соподчиненные понятия являются видами, а подчиняющее их общее понятие – родом. Подчиняющее понятие совместимо с каждым из координативных, а координативные понятия между собой несовместимы. Если координативные понятия по количеству единичные, то они есть индивиды (понятия «Корж В. П.» и «Корж П. П.» несовместимы, но соподчинены совместимому с каждым из них понятию «депутат Верховной Рады Украины»), а подчиняющее их общее понятие – вид («Верховная Рада Украины»). Если и координативные, и подчиняющее понятия являются общими, то соподчиненные понятия будут видами, а подчиняющее понятие – родом.

Таким образом, между понятиями устанавливается 10 видов отношений: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость, тождество, пересечение и подчинение, координация, противоречие и противоположность. Следует отметить, что эти виды отношений тоже определенным образом связаны между собой.

856
31.08.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.