Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

15 августа

О флагах

когда петр понял что он тряпка
прилип к зухре он как к древку
и этим вот семейным флагом
теперь по жызни машет он

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературной критики


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


История русской литературной критики

Раздел посвящен любителям русской литературной критики во всех ее формах и проявлениях. 

17 июня 2017 г.
Литературные группировки 1917 - 1920 гг.

Группировки были многочисленными, очень разными по составу – от больших до самых маленьких (по которые Маяковский говорил «группа – три трупа»). Организовывались они на разных основаниях – одни на формальных, другие – на содержательных, идеологических, третьи пытались совместить формальные критерии и идеологические.

Виноградов, знаки, право, речь, ритм, слово, стих, формы, язык, рассказ, фраза, словосочетание, предложение, крестьяне, общество, произведение, мышление, НЭП, архитектура, вид искусства, вопросы по истории, гражданская война, диктатура пролетариата, жанры русской литературы, идейный мир произведения, изучение произведения, история России, история искусств, история литературы, история русской литературы 19 века, каламбур, классы слов, лирика, литература 18 века, литература, литературная критика, народный стих, перенос слов, признаки слова, проза, проповедь, русский язык, сентиментализм, слова русского языка, теория литературы, типы общества, устное народное творчество, фабула, формы искусства, функции языка, характеристика частей речи, члены предложения, язык. мышление, 1917 г, определение, союз, ямб, Гомер, литература средних веков, литература эпохи Возрождения, тоталитаризм, личность, спор, полемика, социология, литературный язык, Добролюбов, скобки, сюжет, причины гражданской войны в россии, причины гражданской войны, основные функции языка, литература как вид искусства, архитектура 17 века в россии, точка, знаки препинания, символизм, футуризм, критический реализм, рецензия, литературное письмо, критический диалог, пародия, литературная параллель, трагедия, высокий стиль, низкий стиль, роман, развитие действия, предыстория, описание, собирательный образ, рифма, белый стих, диссонанс, ритм прозы, функции ритма, романс, новелла, повесть, очерк, водевиль, манифест, синтаксис, романтизм как литературное направление и его течения, поэзия, литература 19 века, русская литература, философия, Пушкин, воля, мир как воля и представление, кризис рационализма, марксизм, философия жизни, Система, эстетическая функции языка, Звук речи, Часть речи, сравнительно-исторический метод, окончания, Белинский, Чернышевский, жеста


05 марта 2017 г.
Значение Шеллингианских идей для формирования русской литературно-критической методологии

Осваивая идеи немецкой философии, русская эстетическая мысль сосредоточилась на двух фундаментальных проблемах – отношении искусства к действительности и национальной самобытности искусства.

произведение, литература, литературная критика, личность, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Бестужев-Марлинский, литература 19 века, русская литература, философия, Система, Белинский


04 марта 2017 г.
«Новое литературное обозрение» как литературно-критический журнал

«НЛО» предлагает обзор современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной мысли, в основе которого – стремление редакторов и авторов рассмотреть весь спектр подходов к изучению литературы, по мере сил осваивать западный теоретический опыт и интегрировать его в сложившуюся собственную теоретическую традицию.  

список литературы, структура


04 марта 2017 г.
«Вопросы литературы» как литературно-критический журнал

Журнал продолжает традицию русской филологической школы, одновременно с этим широко представляя разные школы современной гуманитарной науки.

стих, мышление, вопросы по истории, гражданская война, история литературы, литература, проза, теория литературы, филология, сюжет, Германия, Лихачев, литературный обзор, роман, поэзия


04 марта 2017 г.
Критическое творчество М. Эпштейна: методика, тематика, позиция

Для Эпштейна постмодернизм лишь очередная стадия русского коммунизма, первоначально (в советскую эпоху) существовавшего в наивной, утопической, форме.

формы, слова русского языка, теория литературы, дискурс, философия, трансформация


04 марта 2017 г.
Критические статьи В. Курицына: темы, проблематика, метод

Критическое кредо: критик не должен читать тех произведений, которые он рецензирует. Он ищет о них информацию из телефонных разговоров, каких-то пересудов, может быть, из каких-то чужих критических разборов.

слово, произведение, литература, проза, дискурс, сюжет, роман, русская литература, Система


04 марта 2017 г.
Полемика о произведениях А.Солженицына и М.Булгакова в 1960-е гг.

По мнению Скорино, гротескная логика событий романа служит «полемическому утверждению пассивности как жизненного и философского принципа».

слово, произведение, спор, полемика


04 марта 2017 г.
Статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе» и ее значение для критики 1990-х гг.

Статья «Поминки по советской литературе» («Литературная газета», 4 июля 1990 г.) вызвала более 250 ответных публикаций в прессе (А. Марченко, В.В. Иванов, Р. Киреев и др.), полемичных по отношению к автору.

речь, общество, литература


02 марта 2017 г.
Идейные позиции и методология критиков «Нового мира»

В отличие от официозной литературы, которая считала необходимым «приподнимать» действительность, показывая её «революционное развитие» в желаемом направлении, «Новый мир» настаивал, что орудием познания и преобразования действительности может быть только литература, показывающая правду жизни в соответствии с законами искусства.

Виноградов, рассказ, произведение, классицизм, литература, социалистический реализм, критический реализм, критический диалог, пафос, повесть


26 февраля 2017 г.
Споры о постмодернизме в критике 1990-х годов

Такая критика оказалась востребованной известной частью читателей, которые сформировались постсоветской действительностью и вкусы которых отличаются примирительной эклектичностью.

слово, формы, литература, литературная критика, текст, Система


26 февраля 2017 г.
Развитие советской критики во второй половине 1950-х и в 60-е годы. «Новый мир» под руководством Твардовского. Его место в литературной жизни 1960-х

В мае 1956 покончил с собой Фадеев, который в предсмертной записке обвинил власти в массовых репрессиях и убийствах самых талантливых людей страны.

Виноградов, право, речь, вопросы по истории, литература, литературная критика


26 февраля 2017 г.
Критика М.Щеглова, ее проблематика, метод, историческое значение

Дипломная работа Щеглова была частично опубликована в журнале «Новый мир» (1953) — статья «Особенности сатиры Льва Толстого» стала первым заметным выступлением Щеглова-критика. С юных лет Щеглов писал стихи, в годы учения сотрудничал в Совинформбюро и ВОКСе, писал рецензии на новинки советской литературы.

формы, литература, литературная критика, формы искусства, очерк, поэзия


19 февраля 2017 г.
Феномен социалистического реализма как предмет литературной критики

Термин «социалистический реализм появился в 30-е годы. Потребность в новом определении творческого метода пролетарской литературы ощущалось многими писателями и критиками.

история литературы, литература, определение, социалистический реализм, критический реализм


19 февраля 2017 г.
Литературная жизнь 1930-х годов и I съезд советских писателей. Место съезда в истории литературы и критики. Состояние литературной критики в 1930-е годы. Причины кризиса. Место и функции литературной критики в условиях советского тоталитаризма. Критика в условиях социалистического реализма

С 1929 г литературная жизнь, как и жизнь в стране в целом, протекала в жестких тисках сталинской идеологии. Появляется и утверждается термин «социалистический реализм».

речь, литература, литературная критика, союз, социалистический реализм


16 февраля 2017 г.
Литературная жизнь и критика в 1920-е годы. Основные события, позиции, проблемы. Деятельность журнала «На посту», РАППа

речь, формы, общество, диктатура пролетариата, литература, литературная критика, теория литературы, формы искусства, полемика, социалистический реализм, пафос, текст, ницше


15 февраля 2017 г.
Литературная классика в освещении религиозно-философской и религиозно-догматической критики (на материале статей Бердяева (О Толстом), Булгакова (О Толстом), Гаврюшина (О Булгакове)

Л. Толстой не только был религиозной натурой, он был и мистической натурой. Есть мистика в «Войне и мире», в «Казаках», в его отношении к первостихиям жизни; есть мистика и в самой его жизни, в его судь­бе.

литературная критика, личность, философия, философия жизни


14 февраля 2017 г.
Социологические подходы в современной критике («новый историзм»)

Продуктом новоисторических исследований становится не только научное познание литературы, но также «популярное литературоведение» с большим потенциалом биографического описания (так, в орбиту нового историзма вписываются некоторые новые книги из серии «ЖЗЛ»).

речь, история литературы, литература, художественный текст, текст, историзм


12 февраля 2017 г.
Критические методики постструктурализма (деконструктивизм). Философские основания. Принципы прочтения («чужой» код, игра и т.д.)

Постструктурализм — это парадигма гуманитарной мысли, сложившаяся и распространившаяся в середине ХХ века. Она опирается на свою специфическую картину мира, философию, эстетику, филологические представления.

Постмодернизм — искусство, соответствующее этому миропониманию и часто опирающееся на постструктуралистские концепции.

Постмодерн (постсовременность) — этим термином называют состояние общества, сложившегося после Второй Мировой войны, вернее, концепцию этого общества, предлагаемую постструктуралистской мыслью.

Деконструкция — литературно-критический метод постмодернизма.

формы, язык, языки, произведение, история России, история литературы, литература, филология, формы искусства, художественный текст, дискурс, личность, литературный язык, точка, текст, русская литература, знак


26 января 2017 г.
Структурно-семиотические методики в критике (Ю. Лотман, А. Жолковский и др.). Язык (код) как центральная категория метода

В основе терминологии структурно-семиотического литературоведения лежит ряд взаимосвязанных понятий: язык, код, структура, система, модель, моделирующая система, —которые имеют в научной литературе множество определений (в зависимости от точки зрения и предназначения дефиниции)

формы, язык, языки, рассказ, произведение, мышление, вид искусства, развитие структуры языка, развитие языков, структура языка, формы искусства, функции языка, художественный текст, язык. мышление, семиотика, словарь, уровни языка, развитие действия, описание, рифма, текст, Система, структура, фон


25 января 2017 г.
Критика формалистов. Концепция «искусства как приема»

Формальный метод в момент своего появления был нацелен на преодоление умозрительности, приблизительности и вкусового произвола, которыми характеризовалось, по справедливому мнению первых формалистов, литературоведение того времени.

речь, формы, язык, произведение, литература, проза, формы искусства, усложнение, литературный язык, уровни языка, Система


22 января 2017 г.
Юрий Тынянов как критик-формалист

Выступая в периодике как литературный критик, Тынянов сочетал научно-исторический подход с острым ощущением современности, терминологическую лексику с метафоричностью и отточенной афористичностью.

стих, формы, рассказ, формы искусства, семантика


20 января 2017 г.
Психологическая и психоаналитическая литературная критика в России

Психоаналитическая (и, шире, вообще психологическая) критика представляет собой редкий пример критики, опирающейся на естественно-научное, а не гуманитарное знание, критики, выпадающей их традиционной дихотомической модели социального / эстетического.

формы, язык, произведение, литературная критика, формы искусства, Сновидение, личность, литературный язык, сюжет, текст, психоанализ


19 января 2017 г.
Критика А. Воронского: методика, позиция автора

Александр Константинович Воронский (1884—1943) — писатель и литературный критик, большевик с дореволюционным стажем.

право, литература, воля


18 января 2017 г.
Критика А. Луначарского: методика, позиция автора

В ряде статей, опубликованных на страницах журналов «Образование », «Вопросы философии и психологии», газеты «Правда», Луначарский выступает против идеалистического и религиозно-философского направлений в русской философии. Даже его оппонентами оцененные как талантливо и страстно написанные, эти работы составили книгу «Этюды критические и полемические» (1905), где разрабатывалась идея биологической обусловленности художественной деятельности и эстетического восприятия.

право, формы, язык, вопросы по истории, драма, лирика, литература, литературная критика, революция 1905-1907, формы искусства, 1917 г, полемика, литературный язык, точка, текст, поэзия, марксизм, так и живём, Чернышевский


26 декабря 2016 г.
Социологическая критика в 20-е годы. Основные имена, полемика, вульгарный социологизм РАППа

Социологическая критика – это критика магистрального направления в 20-30-е годы, она поддерживалась государственной властью.
Для массовой литературной критики 1920—30-х годов литература являлась отражением действительности, а, следовательно, — ее продолжением. В связи с этим вырабатывался такой подход к искусству слова, при котором оно становилось сферой идеологического воспитания и образования. Основной функцией искусства они считали функцию воспитательно-организующую.

формы, произведение, диктатура пролетариата, литература, литературная критика, теория литературы, формы искусства, 1917 г, структура слова, полемика, литературное письмо, пафос, текст, ницше, структура


19 декабря 2016 г.
Марксистская критика как разновидность социолого-публицистической критики. Типологический анализ одной из статей периода

Заботой о массовом читателе проникнуты многие литератур­но-критические выступления публицистов марксистского толка. Важ­ной приметой марксистской критики явилось представление о родст­венности художественной и партийно-политической литературы. За­дачи художественной словесности виделись марксистам прежде всего как просветительски-пропагандистские.

право, слово, формы, язык, вопросы по истории, литература, литературная критика, проповедь, революция 1905-1907, теория литературы, формы искусства, литературный язык, точка, социалистический реализм, Просвещение, русская литература


19 декабря 2016 г.
Литературные манифесты футуризма

Футуристы бросают за борт тяжелый груз прошлого. Поэзии тоскливого воспоминания они противопоставляют поэзию лихорадочного устремления к будущему.

В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г. в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.

стих, слово, язык, образование слов, произведение, Александр III, лирика, русский язык, слова русского языка, художественный текст, литературный язык, футуризм, пафос, текст, манифест, Александр II, поэзия


19 декабря 2016 г.
Литературная критика акмеизма. Типологический анализ одной из статей

Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. Общее, что объединяло акмеистов,  – поиски выхода из кризиса символизма.

воля, трагедия, акмеизм, символизм, образ русской земли, литературная критика, стих, слог, право, ирония


19 декабря 2016 г.
Символистская критика. Типологический анализ одной из статей (Соловьев «Судьба Пушкина», Блок «О современном состоянии русского символизма», Брюсов «Ключи тайн»)

Символисты представляли собой организованное направление в литературе со своей четко разработанной критической программой и поэтикой. Теоретизировали они все, в особенности Мережковский, А. Белый, Иванов. Предтечей их был философ В. Соловьев.

так и живём, мир как воля и представление, воля, ницше, Пушкин, поэзия, символизм, 1917 г, литературная критика, история литературы, история России, вопросы по истории, слово


14 декабря 2016 г.
Общая характеристика литературной критики Серебряного века. Символистская критика. Типологический анализ статьи Мережковского «Лермонтов, поэт сверхчеловечества»

В это время про­должается и завершается активная деятельность завоевавших проч­ную читательскую репутацию литературных критиков, чей творче­ский путь начался еще в 1860—1870-е годы под влиянием идей, ориен­тированных на злобу дня.

религиозный стиль, речь, слово, язык, вопросы по истории, жанры русской литературы, литературная критика, русский язык, типы общества, 1917 г, литературный язык, символизм, трагедия, роман, Пушкин, ницше, воля, мир как воля и представление, позитивизм, сравнительно-исторический метод


14 декабря 2016 г.
Основные тенденции развития русской литературной критики 1870-1880 гг. Народническая критика. Типологический анализ статьи Михайловского против Достоевского - «Жестокий талант» (1882)

С 70-х годов начался новый этап демократического движения - «народничество». Он продолжался до конца XIX века.

формы, потребности, общественные отношения, реформа письма, типы общества, формы искусства, Добролюбов, статья-трактат, пафос, воля, Белинский, Чернышевский


14 декабря 2016 г.
Типологический анализ полемики о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Д.И. Писарев («Базаров»), М.М.Антонович («Асмодей нашего времени»), Н.Н. Страхов («Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

«Отцы и дети» вызвали целую бурю в  мире  литературной  критики.  После выхода романа появилось огромное число совершенно противоположных по  своему заряду критических откликов  и  статей,  что  косвенно  свидетельствовало  о простодушии и невинности  русской  читающей  публики.  Критика  отнеслась  к художественному произведению как к публицистической статье, к  политическому памфлету, не желая реконструировать точку зрения автора.

слово, формы, произведение, вид искусства, ни шагу назад, формы искусства, определение, личность, спор, трагедия, роман, описание, воля, Система


14 декабря 2016 г.
Типологический анализ полемики о романе И.А. Гончарова «Обломов»: статьи Добролюбова Н.А., Писарева Д.И, Дружинина А.В. Проблема Обломова и «обломовщины»

Совпадения в оценке романа Гончарова у критиков-антиподов объясняют вынужденностью эстета Дружинина "посчитаться с запросами эпохи", присущим обоим "большим художественным чутьём", "эстетическим чутьём". Всё это верно, но нельзя упускать из виду ещё один не менее существенный фактор - огромный талант писателя, внушающий критикам определённое к себе отношение. 

речь, слово, язык, языки, образование слов, типы образования слов, общество, произведение, вопросы по истории, литература, признаки слова, русский язык, типы общества, личность, Добролюбов, критический реализм, критический диалог, роман, развитие действия, окончания, Белинский, реальная критика


14 декабря 2016 г.
Статья Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат». Соотношение понятий «интеллигенция» и «мыслящий пролетариат», «реалисты». Значение проблемы «мыслящего пролетариата» в анализе Д.И.Писарева романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Писарев первый широко ввел в публицистику и критику термин «реализм». До этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846). Затем, как мы знаем, Анненков употребил его в литературоведческом значении, но в несколько ограниченном смысле (1849).

слово, общество, произведение, роман, Чернышевский


09 декабря 2016 г.
Творчество Ф. М. Достоевского в оценках критики разных эпох. Сравнительный типологический анализ статей

Добролюбов назвал Достоевского одним из замечательнейших русских писателей. По направлению своего таланта Достоевский - гуманист. Но отношение Добролюбова к Достоевскому сильно отличается от его отношения к Гончарову, Тургеневу и Островскому. 

потребности, произведение, вопросы по истории, Добролюбов, роман, пафос, реальная критика


09 декабря 2016 г.
Типологический анализ полемики о пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев

Ситуация сложилась так, что, хотя эффект в литературе Островский произвел большой, никто из критиков еще не дал полной характеристики его таланта и даже не указал на особенные черты его произведений. Критика вообще не поняла его новаторства: «Его хотели непременно сделать представителем известного рода убеждений». 

право, речь, слово, язык, общество, потребности, произведение, ни шагу назад, русский язык, анархия, личность, Добролюбов, развитие действия, Система


09 декабря 2016 г.
Понятие о «почвеннической» критике. Типологический анализ статьи Страхова «Роман И.Тургенева «Отцы и дети»

Позиция нового движения была определена уже в объявлении о подписке на издание, публико­вавшемся на страницах газет и журналов в 1860 г.: главной целью об­щественной деятельности автор «Объявления», Достоевский, считает «слитие образованности и ее представителей с началом народным», точнее, содействие этому процессу, который естественно совершается в обществе. 

формы, общество, литература, общественные отношения, формы искусства, личность, роман, пафос, русская литература, философия, философия жизни, Система, фон


08 декабря 2016 г.
Понятие об «органической критике». Типологический анализ статьи Григорьева «После «Грозы» Островского»

Что значит «органическая критика»? Это понятие ввел Григорьев, чтобы отличить свою критику от уже существовавшей «философской», «художественной», «исторической», «утилитарной», «реальной» критики. 

право, слово, литература, теория литературы, Добролюбов, Пушкин


08 декабря 2016 г.
Критика «эстетического триумвирата». Позиция представителей «артистической критики» в полемике о природе искусства и его предназначении. Типологический анализ одной из статей этого периода

Противники «утилитарной», или. как они выражались, «дидактической» критики, освобождали ли­тературу от необходимости служить злободневным нуждам времени, от непременного изображения сословных конфликтов, оставляли за изящной словесностью ее самостоятельное, суверенное значение.

слово, язык, общество, изучение произведения, литература, общественные отношения, слова русского языка, полемика, литературный язык, рецензия, повествование, поэзия, русская литература, Пушкин, историзм, Белинский


08 декабря 2016 г.
Принципы «реальной критики» Н.А. Добролюбова. Исторические предпосылки формирования этого типа критики в русской журналистике середины 19 века. Типологический анализ одной из статей Добролюбова

«Реальная критика» — это критика Белинского, Чернышевского, доведенная Добролюбовым до классически ясных постулатов и приемов анализа с одной целью — выявить общественную пользу художественных произведений, направить всю литературу на всестороннее обличение социальных порядков.

слово, формы, общество, произведение, вид искусства, драма, история литературы, история русской литературы 19 века, литература, формы искусства, Добролюбов, сюжет, развязка, литература как вид искусства, роман, драма в стихах, литература 19 века, русская литература, корень, реальная критика


06 декабря 2016 г.
Понятие психологизма в художественной литературе. Проблема психологизма толстовской прозы в статье Чернышевского «Детство и отрочество»

Толстовский психологический метод основан на идее движения, точно названный Чернышевским "диалектикой души". Внутренний мир человека изображается в процессе, как постоянный, непрерывно сменяющийся психический поток.

Чернышевский


06 декабря 2016 г.
Статья Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendes-vous». Типологический анализ

В 1854 г. в «Современнике» дебютирует Николай Гаврилович Чернышевский (1826—1889), который после первых же выступле­ний привлек к себе внимание прямотой и смелостью суждений. В статьях и рецензиях 1854 г. Чернышевский предстает по-настоящему верным последователем идей Белинского как теоретика «натураль­ной школы».

слово, язык, русский язык, развязка, пафос, повесть, Чернышевский, реальная критика


05 декабря 2016 г.
Развитие русской литературной критики в 1860-е гг. Типологическая характеристика основных направлений литературно-критической мысли

В эти годы появляются многочисленные новые издания, среди которых «Русский вестник» и «Русская беседа» (1856), «Русское слово» (1859), «Время» (1861) и «Эпоха» (1864). Меняют лицо популярные «Современник» и «Библиотека для чтения». На страницах периодических изданий формулируются новые общественные и эстетические программы.

реальная критика, Чернышевский, И. В. Киреевский, критический реализм, Добролюбов, формы искусства, проповедь, литературная критика, изучение произведения, гражданская война, произведение, формы, слово


05 декабря 2016 г.
Белинский как создатель концепции русского реализма

Так точно знать потребности современной литературы, точно определять особенности ее главных представителей, направлять процесс в нужном направлении мог только гениальный критик. Белинский - «центральная натура эпохи» (Тургенев).

стих, формы, рассказ, потребности, история России, история литературы, литература, определение, личность, пафос, Белинский


05 декабря 2016 г.
«Петербургский» период литературно-критической деятельности Белинского. Полемика Белинского и Аксакова

Деятельность Белинского в 40-е годы в Петербурге развернулась с наибольшей силой, когда он по приглашению Краевского встал во главе критического отдела журнала «Отечественные записки» (1839-1846) и «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду», переименованных с 1840 года в «Литературную газету». 

звуки, право, речь, идейный мир произведения, эпос, обстоятельство, спор, полемика, пафос, Белинский


02 декабря 2016 г.
Понятие художественности в литературе. Понятие художественности в статье Белинского «Герой нашего времени»

Основным в понятии художественности Белинский считает целостность произведения, подчинение его одним законам и нормам литературы.

право, речь, формы, язык, общество, литература, типы общества, формы искусства, роман, повесть, Белинский


02 декабря 2016 г.
Статья Белинского «Литературные мечтания»: жанровое и композиционное своеобразие, роль лирических отступлений, их связь с идейным содержанием статьи

В «Литературных мечтаниях» критик исходил из новых представ­лений о литературе, определяя ее как выражение «духа народа», его «внутренней жизни». В России, по мнению Белинского, не было сло­весности, которая органически развивалась бы на почве устного на­родного творчества. 

Пушкин, русская литература, Просвещение, композиция, формы искусства, русский язык, развитие языков, литература, литература руси, общество, язык, формы, слово, Ломоносов


02 декабря 2016 г.
Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. Ее периодизация. Московский период. Типологический анализ одной из статей данного периода

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был первым великим русским критиком. Он создал эстетическую программу реалистического направления. С середины 1830-х и почти на протяжении всех 1840-х годов он являлся главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного направления в России.

речь, формы, потребности, произведение, литература, формы искусства, эпопея, роман, повесть, поэзия, русская литература, Пушкин, Белинский


02 декабря 2016 г.
Дореволюционная марксистская критика

Г.В. Плеханов заложил основы литературной критики марксизма и стал для последующих поколений критиков одним из авторитетов-основателей. Его теоретический трактат «Письма без адреса» стал признанной, канонизированной базой для развития всего марксистского учения о литературе в будущем. 

язык, произведение, проповедь, статья-трактат


02 декабря 2016 г.
Критика Д. Писарева: ее историческая роль, метод, стиль

Критика Д.И. Писарева была предельным развитием реальной критики и во многом зачеркивала ее (как будто по закону диалектического «отрицания»), выявляя невозможность дальнейшего прямого развития ее идей. Недаром Д.И. Писарев отвергал авторитет В.Г. Белинского.

ирония, язык, общество, потребности, архитектура, литература, литературная критика, художественный текст, определение, Добролюбов, развитие действия, текст, поэзия, философия, Пушкин, философия жизни, Система, Белинский, Чернышевский


1 2 Ctrl →


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.