Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИсториографияГосударственная школа в русской историографии (Чичерин, Кавелин)


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Государственная школа в русской историографии (Чичерин, Кавелин)

Чичерин Борис Николаевич (1828, с. Караул Тамбовской губ. - 1904, Москва) - один из идеологов либерализма. Род. в дворянской семье помещика. Получив основательную домашнюю подготовку, в 1845 поступил на юридический ф-т Московского университета, где стал одним из лучших учеников Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина; был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. С середины 50-х гг. Чичерин деятельно участвовал в общественно-политической жизни. Его первые историко-юридические произведения "Опыты по истории русского права", "Областные учреждения России в XVII веке", "Очерки Англии и Франции", публикация в "Голосах из России" А. И. Герцена статьи "Современные задачи русской жизни" (1858) принесли ему славу одного из главных идеологов либерализма в России.

Встреча в Лондоне с А.И. Герценом в 1858, когда Чичерин попытался убедить "Искандера" в необходимости изменить направление пропаганды "Вольной русской типографии", закончилась разрывом их отношений. Чичерин, убежденный, что "у нас можно действовать только через правительство", считал самодержавие силой, способной сплотить вокруг себя сторонников преобразований, среди которых не должны были находиться ни реакционеры, ни радикалы. Эта мысль являлась основой его программы "либерального консерватизма".

Приветствовал отмену крепостного права и резко отрицательно отнесся к революционным демократам и их оценкам реформы. С 1861 Чичерин начал преподавать на кафедре государственного права юридического факультета Московского университета. Разработанная Чичериным программа преобразования России "сверху" встретила поддержку А.М. Горчакова, оказывавшего большое влияние на Александра II. С 1863 Чичерин стал читать курс государственного права наследнику престола Николаю Александровичу, надеясь на реформистский курс будущего императора. Однако в 1865 наследник умер, а будущий Александр III был полной противоположностью брату.

 В 1866 Чичерин защитил докторскую диссертацию "О народном представительстве". В 1868 вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава ("Где есть беззаконие, там должен быть и протест. Он может быть практически бесполезен, но он всегда нравственно необходим", - так впоследствии объяснил Чичерин свое поведение). Занимался наукой, написал труды, имевшие важное значение в развитии русского либерализма ("Конституционный вопрос в России", 1878; "Задачи нового царствования", 1881), участвовал в работе тамбовского земства. После убийства Александра II Чичерин предпринял последнюю попытку повлиять на формирование политики нового царствования и был избран Московским городским головой. Противоречия между К.П. Победоносцевым, готовившим контрреформы, и Чичериным становились все более острыми. В 1883 одна из речей Чичерина была истолкована как требование конституции, после чего последовала отставка. Понимая, что ограничение самодержавия "становится насущной потребностью", Чичерин тем не менее писал: "Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований".

Выступил с критикой марксизма: "Социализм - есть бессмысленное отрицание всего существующего общественного строя во имя фантастического будущего". Он призывал отказаться от России "рабов и господ" и начать движение к цивилизованному обществу, но не смог найти общественного признания, и политическая судьба Чичерина не состоялась. Живя в своем имении, занимался математикой, естественными науками (по рекомендации Д. И. Менделеева Чичерин был избран почетным членом Русского физико-химического общества), подготовил фундаментальные труды по философским проблемам ("Наука и религия", 1879; "Философия права", 1900; "Вопросы философии", 1904, и др.). Чичерин - автор "Воспоминаний", являющихся ценным источником по истории России 40 - 80-х гг. XIX в.

 

КАВЕЛИН, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818–1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 (16) ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства. С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В 1861 Кавелин ушел в отставку по политическим мотивам. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора. Столь же решительно Кавелин осуждал и репрессивные меры властей. Умер Кавелин в Петербурге 3 (15) мая 1885.

Увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (особенно к А.С.Хомякову), Кавелин под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся прежде всего две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). «Очень осторожный мыслитель», по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому скептицизму и релятивизму («в мире нет безусловных начал или принципов – все в нем условно и относительно»). Он всегда стремился избегать крайностей как «отвлеченного» идеализма («метафизические миражи»), так и последовательного материализма. «Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него. Пытаться объяснить, а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот – значит попадать в заколдованный круг». Высоко оценивая значение объективного знания «точных наук», Кавелин возлагал особые надежды на психологию, считая, что лишь она одна «может разрешить задачу, на которую не дает ответа ни философия, ни естествознание». Такой задачей он считал понимание внутреннего мира личности. При всей своей философской «осторожности» Кавелин все же не смог избежать субъективизма, фактически признавая «первичность» внутреннего, психического опыта личности: «Мир внешних реальностей есть продолжение личного, индивидуального, субъективного мира».

Мыслитель-либерал, Кавелин отводил решающую роль в понимании истории личностному началу.

«Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию.., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа».

Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества. «Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности». В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых «сверху».

519
08.09.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.