AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Революционно-демократическая концепция русской истории. Научная деятельность А.П. Щапова

Революционно-демократическая концепция русской истории. Научная деятельность А.П. Щапова

Содержание

    Щапов Афанасий Прокопьевич (1830-ФВ 1876) - русский историк и этнограф, публицист, экономист и философ, близкий по мировоззрению к народничеству. Изучал влияние природной среды и экономики на исторический процесс, жизнь народа как главный фактор истории, женский вопрос.

    Родился в с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии, в семье священнослужителя. В 1839-1846 учился в Иркутской бурсе, а затем - в семинарии. В 1852 продолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь познакомился с богатой библиотекой рукописей Соловецкого монастыря, которая во время Крымской войны была перевезена в Казань. Щапов А.П. участвовал в составлении описи этих рукописей и сделал для себя множество выписок оттуда.  Около 1856 ему была присвоена степень магистра. Тема магистерской диссертации, опубликованной в 1858, - "Русский раскол старообрядства". В 1860 был назначен профессором русской истории Казанской академии и Казанского университета.

    По Щапову Я.П., корни церковной десятины восходят к практике обеспечения языческих святилищ; реликты в виде торговой и судебной десятин сохранялись до XVI в. (споры учёных вызывают десятины и др.централизованные сборы в пользу церкви в виде подымного). Его теорию можно назвать земской или общинно-колонизационной. "По старинному народному принципу... - земля составляла основу всего народного бытового строя". Отсюда название областей "землями" и людей "земскими". Вольный процесс устройства народом земского мира совершался в такой естественной последовательности: "рядом, на одной земле и воде, в колонизационно-географической и общинно бытовой связи, сами собой, без всяких указов, устроялись... два первичных мира - городской и сельский, город и село... В лесу посажался починок и разрастался в село". К нему приселялись "починки", "деревни на поле", "приселья" и т.д., которые образовывали уезд или волость; отсюда "село с уездом". Каждое поселение составляло особый мир, равно как и уезд, почему в актах и говорится без различия: со всею волостью или со всем миром. Из первичных сёл или починков "на почве вольнонародного, земского строения, путём торга и промысла" выросли посады и образовались посадские миры, почему и городские общины назывались мирами. Волостные или уездные миры естественно-историческим путём по речным системам и волокам смыкались в областные общины. В жизни областей были две "последовательно-преемственные формы": особно-областная и соединённо-областная. Характерная особенность первой: вольное устройство путём колонизации на особой речной системе или отдельном волоке; стремление местных общин к "особности"; деление населения на историко-этнографические группы по областям; местное "земскосоветие", федеративное взаимодействие и междоусобная борьба областных единиц. Следовательно, истории русской земли нет; есть только история отдельных областей и их отношений между собой.

    Соединённо-областная форма возникла после Смутного времени, после розни областных общин и решения их, на своих областных земских соборах, быть в единении, любви и совете; так появилась земско-областная федерация. Таким же путём смыкания снизу вверх возникло и управление на почве колонизационного устроения и географического соотношения. Сельский мир управлялся сельским мирским сходом, волостной - волостным и т. д. Земский собор всех людей русской земли был выражением соединённо-областной организации русской земли.

    В построении Щапова А.П. видную роль играет колонизация, которая стоит в зависимости от распределения экономических ценностей и, в свою очередь, определяет их ("Историко-географическое распределение русского народа", в "Русском Слове" 1864 и 1865).

    В 1861 произнёс речь на демонстрации протеста в связи с расстрелом в с.Бездна, за что был уволен с профессорской должности и в 1864 был выслан в Сибирь. В составе экспедиций отдела Географического общества совершил поездки в Туруханский край и Кудинской степи, с целью изучения хозяйства и быта эвенков, бурят и якутов.

    В 1873 начал сотрудничать в газете "Сибирь", на страницах которой публиковал работы по истории, географии, этнографии и экономике Сибири. В 1874 скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу. От своей "земской" теории Щапов А.П стал отказываться с 1863-1864. "До 1863 г. земство и земское саморазвитие было моей idee fixe. Я защищал инициативу и самодеятельность сил народа в деле его социального саморазвития... Со времени 1864 г. я стал думать иначе".

    Дальнейшая - или, вернее, дальнейшие теории Щапова А.П. страдали запутанностью и отсутствием юридической определенности. "Если Щапов, - говорит Козьмин Н.Н. в "Книговедении", - был одним из вождей известной исторической школы, то он же явился в своих сочинениях (о Сибири) если не вождем, то вдохновителем, знаменем целого ряда областных деятелей родного края, видные представители которых группировались около "Сибири" и "Восточного Обозрения". Щапов А.П. признавал сибиряков "более корыстными и буржуазными, чем великорусский народ", но его идеи, его сочинения сделали своё дело - вся "молодая Сибирь" многим обязана Щапову А.П. Он намечал вопросы, которые потом разрабатывались в сибирских газетах. Сибирские деятели могут применять к нему стих Данте: Tu duca, tu signore, te maestro.

    Несмотря на интенсивную научную деятельность, всю жизнь учёный прожил в бедности.

    08.09.2016, 487 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.