Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературы


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


История русской литературы

История русской литературы, от Нестора до Пелевина (по идее). 

26 июля 2017 г.
Проблема Автора и героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Онегин – друг Автора, которому “нравились его черты”. Вместе с тем Автор, в отличие от своего героя, не подвержен всепоглощающей хандре. Природа, творческий труд (“Пишу, и сердце не тоскует…”) выступают для Автора безусловной ценностью, спасая от скуки. 

ирония, слово, общество, произведение, история России, лирика, образ русской земли, фабула, трагедия, сатира, роман, повествование, песня, поэзия, Пушкин, Белинский


26 июля 2017 г.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: особенности жанра и поэтики. Сюжетно-композиционное своеобразие. Оценка романа критикой

«Евгений Онегин» — величайшее создание Пушкина и при этом уникальное, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе, будучи своего рода поэтической хроникой, в которой духовная летопись современной поэту русской общественной жизни органически слилась с лирическим дневником «летописца», с его раздумьями о времени и о себе.

Белинский, историзм, Пушкин, русская литература, поэзия, двустишие, Онегинская строфа, повествование от первого лица, повествование, описание, развитие действия, роман, Литературный портрет, строфа, развязка, кульминация, завязка, сюжет, композиция, литературный язык, спор, личность, Сновидение, типы общества, русь, русский язык, литература, литература руси, лирика, история литературы, история России, изучение произведения, вопросы по истории, произведение, общество, типы образования слов, рассказ, язык, метафора, ирония


16 июля 2017 г.
Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина второй половины 1820-х г. «Полтава» как историко-героическая и социально-психологическая поэма

Тема Петра — с одной стороны, преобразователя России, создателя новой и могущественной русской государственности, а с другой, самодержавного деспота — издавна привлекала внимание Пушкина, нашла свое первое отражение в его «Исторических записках» 1822 г. и получила дальнейшее развитие в незавершенном романе «Арап Петра Великого» (1826—1827). 

речь, рассказ, произведение, история России, история литературы, русь, творчество Кантемира, фабула, обстоятельство, личность, композиция, точка, рецензия, роман, развитие действия, описание, повествование, декабристы, Пушкин, рылеев, войнаровский, воля, Часть речи, окончания, Белинский


16 июля 2017 г.
Проблема характера в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Царь Борис

Автор «Бориса Годунова» решительно меняет принципы изображения человеческого характера. От мольеровских героев, носителей одной доминирующей страсти, он переходит к шекспировской полноте изображения.

история России, композиция, трагедия, Пушкин


08 июля 2017 г.
«Борис Годунов» А.С. Пушкина как первая реалистическая трагедия. Национально-историческая, социально-политическая и нравственно-философская проблематика пьесы

“Борис Годунов” стал своего рода итогом всего предшествующего творческого развития Пушкина. Он отказался в трагедии от социального дидактизма, наследия просветительской литературы, и усвоил свойственное романтикам историческое и диалектическое мышление.

звуки, речь, слово, формы, язык, произведение, мышление, драма, история России, история литературы, польский язык, русский язык, формы искусства, функции языка, язык. мышление, композиция, сюжет, кульминация, Нестор, точка, трагедия, система персонажей, М. П. Погодин, поэзия, Пушкин, Система, знак, Звук речи, историзм, Белинский


08 июля 2017 г.
«Цыганы» как итог развития жанра романтической поэмы А.С. Пушкина. Полемика вокруг южных поэм

Философская проблематика “Цыган” связана с руссоистско-байронической идеей о превосходстве “естественного” общества над цивилизованным. Но среда, в которую помещен Алеко, иная: не “дикие” и “хищные” черкесы, а мирные цыганы. Вместо кавказских гор и южной экзотики – широкая и раздольная степь.

сравнение, право, речь, формы, общество, фабула, формы искусства, личность, полемика, сюжет, символизм, трагедия, предыстория, Пушкин, воля


01 июля 2017 г.
Эволюция романтической поэмы в творчестве А.С. Пушкина («Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»)

Из плана “Братьев-разбойников” естественно выросла поэма “Бахчисарайский фонтан”. Ее герой – Гирей – остывает к Зареме и пылает страстью к Марии. Первоначально Пушкин задумал “Бахчисарайский фонтан” в эпическом ключе (поэт намеревался писать поэму пятистопными ямбами), но затем перешел на лирический лад. 

Пушкин, повесть, текст, описание, сюжет, литературный язык, лирика, произведение, рассказ, язык, слог, звуки


01 июля 2017 г.
«Кавказский пленник» А.С Пушкина как романтическая поэма

В основу сюжета положен романтический топос страстной любви разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к «детям природы», не испорченным цивилизацией (их представляет прекрасная черкешенка). 

фольклор, типы общества, обстоятельство, союз, сюжет, развитие действия, эпилог, поэзия, Пушкин


24 июня 2017 г.
Кризис мировоззрения А.С. Пушкина и отражение его в лирике 1820-1824 гг. Пушкин и декабризм

Свойственный Пушкину в начале 1820-х гг. радикализм его общественной позиции сменяется глубоким духовным кризисом, вызванным событиями европейской и русской жизни. 

инверсия, право, слово, формы, язык, рассказ, фольклор, общество, война 1812 года, драма, идейный мир произведения, изучение произведения, история России, история литературы, лирика, литература, русский язык, типы общества, фабула, формы искусства, обстоятельство, союз, литература эпохи Возрождения, личность, спор, сюжет, трагедия, развитие действия, предыстория, повествование, послание, драма в стихах, русская литература, Пушкин, структура


24 июня 2017 г.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство А.С. Пушкина в жанре поэмы

Формально «Руслан и Людмила» принадлежит к жанру волшебной национальной поэмы, в одних случаях героической, в других сатирической, а иногда ирои-комической. Общая черта всех разновидностей этого жанра — загримированность ее фантастических героев и происшествий под образы и мотивы «народного» древнерусского «предания», в том числе и фольклорного.

слог, формы, жанры русской литературы, история литературы, художественный текст, эпические жанры, эпос, полемика, сюжет, пародия, послание, текст, поэзия, Пушкин, Белинский


23 января 2017 г.
Литературный процесс в первой четверти XIX века (судьбы классицизма, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм). Романтизм как литературное направление

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены.

ирония, слово, язык, фольклор, общество, Востоков, вид искусства, драма, жанры русской литературы, история России, история литературы, классицизм, литература, проза, русский язык, сентиментализм, слова русского языка, личность, спор, литературный язык, литература как вид искусства, Античный реализм, комедия, высокий стиль, повествование, пафос, повесть, драма в стихах, Просвещение, предромантизм, романтизм как литературное направление и его течения, Беседа любителей русского слова, арзамас, декабристы, русская литература, Пушкин, Система


23 января 2017 г.
Периодизация русской литературы XIX века

Литературоведение XX в., сохраняя отчасти хронологический и персональный принципы, стремится обновить представление о ведущих механизмах литературного развития, опираясь на ле­нинское учение о трех этапах освободительного движения. Од­нако в литературной науке было признано в конце концов не­возможным наложение периодизаций разного типа социальных явлений на литературный процесс.

литература, И. В. Киреевский, позитивизм, Система, Белинский, Чернышевский


22 января 2017 г.
«Поучение Владимира Мономаха». Особенности стиля

Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами.

произведение, автор слова о полку игореве, образ русской земли, поучение мономаха, слова русского языка


27 декабря 2016 г.
Ломоносов и реформа русского стиха

Ломоносов был далек от мысли отказаться от использования в русском литературном языке церковнославянизмов. 

гласные, звуки, Ломоносов, речь, ритм, слово, слог, стих, ударение, формы, язык, языки, единицы языка, интонация, вид искусства, литература, оды Ломоносова, реформа стихосложения, русский язык, системы стихосложения, слова русского языка, согласные звуки, теория литературы, формы искусства, части речи в разных языках, ода, определение, обстоятельство, ямб, выразительные средства языка, литературный язык, Тредиаковский, Риторика, литература как вид искусства, рифма, женская рифма, ритм прозы, песня, спондей, пиррихий, хорей, пентаметр, тетраметр, русская литература, Система, Звук речи, непродуктивный), Часть речи


26 декабря 2016 г.
Житийная литература: «Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение о житии... Бориса и Глеба» Нестора, «Житие Феодосия Печерского». Житие как жанр литературы XVIII века

Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень “святого”. В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного самому автору лично или по рассказам его современников. Целью жития было прославить героя, сделать его образцом для последователей и почитателей.

формы, рассказ, Житие Феодосия Печерского, жанр жития, литература руси, литература, образ русской земли, поэтические тропы, сказание о Борисе и Глебе, типы общества, тропы, личность, сюжет, Нестор, развитие действия, перипетии, описание, авторское отступление, повествование, повесть, биография, русская литература


30 ноября 2016 г.
Послания Ивана Грозного

Он ломал стилистические традиции и «литературный этикет» своего времени. Нельзя думать, что он делал это по невежеству, он был одним из образованнейших людей своего времени. Он широко пользовался пропагандой в своей политической деятельности. 

ирония, речь, спор, послание


25 ноября 2016 г.
Летописание в Киевской Руси 11-13 вв. Формы летописного повествования. Явление литературного этикета

Русская летопись - произведение коллективное, которое не замыкало рассказ в рамках видения одного повествователя. Отсюда более широкий масштаб охвата событий. 

формы, язык, рассказ, фольклор, потребности, произведение, ПВЛ, жанры русской литературы, история литературы, образ русской земли, эпические жанры, литературный язык, словарь, Лихачев, Повесть временных лет, повествование, текст, повесть, биография, патерик


25 ноября 2016 г.
Житийный портрет в поэзии Бунина

Размышляя об особенностях индивидуального стиля  И.А. Бунина, исследователи обращали внимание на проблему  «Портрет и икона  в творчестве И.А. Бунина», сопоставляли «портреты», «иконы» или иконописное в портрете в прозе и поэзии, но специально  житийный портрет в поэзии И.А. Бунина не рассматривался.

язык, словарь


17 ноября 2016 г.
Слово о полку Игореве. История открытия и опубликования. Историческая основа «Слова». Основная идея «Слова» и ее раскрытие. Исторический фон в «Слове». Изображение князей. Изображение природы. Образ русской земли

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 г. юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошитель­ным набегам степных кочевий ков-половцев. Русские князья в междо­усобных войнах сами наводят «поганых» на Русскую землю.

эпитет, олицетворение, речь, слово, язык, рассказ, произведение, автор слова о полку игореве, драма, история литературы, лексика, образ русской земли, польский язык, русский язык, русь, слово о полку игореве, характеристика частей речи, художественный текст, эпос, литературный язык, иго, история письменности, Лихачев, Повесть временных лет, перипетии, описание, повествование, пафос, песня, текст, повесть, историческая песня, поэзия, думы, Пушкин, знак, фон, Часть речи, историзм, Песнь о Роланде, Песнь о моем Сиде


17 ноября 2016 г.
Ораторское красноречие. «Слово о законе и благодати» Илариона

В связи с принятием христианства на Руси распространяется жанр поучений. Он служит важным средством пропаганды нового религиозного вероучения. 

слово, произведение, проповедь, русь, Лихачев, Часть речи


16 ноября 2016 г.
Русская литература первой половины XVII века. Демократическая сатира. Бытовые повести. Протопоп Аввакум и его Житие

В XVII в. формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они «обмирщаются». В них усиливается занимательность, появляется интерес к быту, частной личной жизни человека. 

Виноградов, ирония, право, речь, слово, формы, язык, рассказ, крестьяне, жанр жития, жанры русской литературы, житие аввакума, житие протопопа Аввакума, история России, история литературы, литература руси, литература, образ русской земли, повесть о Горе-Злочастии, признаки слова, русский язык, русь, слова русского языка, устное народное творчество, функции языка, литература эпохи Возрождения, семья, сюжет, развязка, основные институты общества, основные функции языка, институты общества, история письменности, социальные институты общества, символизм, сатира, развитие действия, повествование, повествование от первого лица, функции ритма, повесть, поэзия, русская литература, Система, социальная функция языка, Белинский


16 ноября 2016 г.
Повесть Временных Лет: формирование летописи, основные идеи начальной летописи, жанры в составе летописи, исторические повести и сказания, значение ПВЛ

Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них —Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в.

эпитет, речь, слово, язык, рассказ, славяне, происхождение славян, расселение славян, предложение, произведение, Житие Феодосия Печерского, жанры русской литературы, история литературы, история славян, литература руси, литература, образ русской земли, поучение мономаха, русский язык, русь, христианство на руси, эпические жанры, структура слова, глагол, литературный язык, сюжет, кульминация, развязка, Лихачев, Повесть временных лет, Нестор, описание, пафос, повесть, русская литература, Пушкин, структура, знак, Часть речи


15 ноября 2016 г.
Симеон Полоцкий. Развитие школьного театра в XVII веке

Свою деятельность Симеон Полоцкий посвятил борьбе за распро­странение просвещения. Он активно участвует в спорах сторонников греческой и латинской образованности, принимая сторону последних, поскольку защитники греческой системы образования стремились подчинить развитие просвещения контролю церкви. 

Ломоносов, речь, слово, стих, формы, язык, драма, изучение произведения, феофан прокопович, сюжет, сатира, развитие действия, пролог, текст, притча, знак


15 ноября 2016 г.
Жанровый состав литературы древней Руси

Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием — традицией и уставом. 

право, слово, рассказ, Житие Феодосия Печерского, автор слова о полку игореве, архитектура, драма, древнерусская литература, древняя русь, жанр жития, жанры русской литературы, история искусств, история литературы, литература руси, литература, образ русской земли, поучение мономаха, проповедь, русь, сказание о Борисе и Глебе, слово о погибели русской земли, слово о полку игореве, христианство на руси, художественный текст, личность, композиция, сюжет, история письменности, Лихачев, Повесть временных лет, Нестор, литература древней руси, сатира, описание, текст, новелла, повесть, биография, патерик, поэзия, русская литература, философия, философия жизни, Система, историзм


14 ноября 2016 г.
«Сказание» Авраамия Палицына

Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захват­чиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича Романова.

речь, произведение, описание, повествование, текст, очерк


14 ноября 2016 г.
Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

Политика Грозного, направленная на укрепление единодержавия, усиление роли служилого дворянства и ущемление интересов боярской знати, вызвала отпор со стороны последней. Эту борьбу ярко отразила переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.

речь, слово, вопросы по истории, история литературы, полемика, памфлет, пафос, послание


14 ноября 2016 г.
Житие Александра Невского

Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Алексан­дра» — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились по­двиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

речь, рассказ, предложение, Александр III, образ русской земли, русь, определение, Батый, пролог


10 ноября 2016 г.
Стиль барокко в русской литературе XVII века

Ярче всего "стиль барокко" представлен в произведениях Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева, в драматургии конца XVII в.

вид искусства, жанры русской литературы, литература, повесть о бражнике, типы общества, сюжет, литература как вид искусства, повесть, разрядка


02 ноября 2016 г.
Периодизация древнерусской литературы. Особенности литературы древней Руси

Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), «Изборник великого князя Святослава 1073 г.», «Изборник 1076 г.». Большинство произведений, создававшихся в XI—XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV—XVII вв.

слово, формы, фольклор, произведение, Житие Феодосия Печерского, автор слова о полку игореве, жанры русской литературы, литература руси, литература, объединение Руси, поучение мономаха, сказание о Борисе и Глебе, слова русского языка, слово о погибели русской земли, слово о полку игореве, обстоятельство, Повесть временных лет, литература древней руси, комедия, сатира, повествование, повествование от первого лица, повесть, патерик, поэзия, воля, Система, историзм


04 октября 2016 г.
Лирика А.А. Фета. Особенности творческого пути

Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика.

оксюморон, формы, язык, вид искусства, лирика, проза, русский язык, формы искусства, песня, Александр II, поэзия, онтология, Пушкин, фон


04 октября 2016 г.
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина 1817 – 1820 гг. Проблематика и поэтика

Уже в Лицее Пушкин отдает дань поэзии гражданской, достигая и здесь уровня, превосходящего опыты Гнедича, Пнина, Востокова. Он пишет стихотворение «Лицинию» (1815). По традиции, идущей от времен Французской революции, картины жизни Древнего Рима – декорация для выражения современных гражданских чувств. 

право, речь, слово, формы, интонация, общество, Радищев, история России, лексика, лирика, самодержавие, ода, союз, элегия, полемика, эпиграмма, послание, сказка, арзамас, зеленая лампа, поэзия, декабристы, Пушкин, рылеев, воля, окончания


26 сентября 2016 г.
Проблема барокко в русской литературе. Становление и развитие русской книжной поэзии

Термин «барокко» был введен сторонниками классицизма в XVIII в. для обозначения искусства грубого, безвкусного, «варварского» и первоначально связывался толь­ко с архитектурой и изобразительным искусством. В литературоведение этот термин ввел в 1888 г. Г. Вельфлин в работе «Ренессанс и барокко». Он сделал первую попытку определить признаки барокко, сведя их к живописности, глубине, открытости формы, т. е. чисто формальным признакам. 

стих, формы, литература, просвещенный абсолютизм, структура языка, формы искусства, просвещенный абсолютизм в россии, Лихачев, точка, рифма, мужская рифма, женская рифма, послание, Система, структура


26 сентября 2016 г.
Эволюция агиографической литературы

Процесс «обмирщения» древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими «Четьими-Минеями», разруша­ются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Ми­хаила Клопского. В XVII в. житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью.

жанр жития, сюжет, завязка, повесть


26 сентября 2016 г.
Максим Грек

Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек (1480—1556). Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду Триволисов, близкого Палеологам. Во Флоренции он с восторгом внимал речам доминиканца Иеронима Савонаролы и с тех пор стал его почитателем. 

аллегория, слово, язык, русский язык, личность, текст, повесть, Просвещение


26 сентября 2016 г.
История о Казанском царстве

Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за двухсот­летнее монголо-татарское иго. Взятие Казани, а в 1556 г.— Астрахани открывало великий водный торговый путь по Волге, который тесно связывал Московское государство со странами Востока.

произведение, личность, Риторика, иго, описание, повествование, повесть, устойчивые поэтические формулы


26 сентября 2016 г.
Повесть о мутьянском воеводе Дракуле

«Сказание о Дракуле воеводе, или Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», созданная в конце XV в., ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности и занимает важное место в развитии жанра историко-легендарной повести.

текст, повесть


26 сентября 2016 г.
Киево-Печерский патерик

Основу патерика составила переписка между суздальским еписко­пом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х годов XIII в. Недовольный положением простого монаха, Поликарп мечтал о епископской митре, пытался же он получить высокую церковную должность через жену князя Ростис­лава Рюриковича Анастасию — Верхуславу. 

Житие Феодосия Печерского, образ русской земли, Нестор, послание, патерик


26 сентября 2016 г.
Литература северо-восточной Руси XII в. Слово и Моление Даниила Заточника

Важным этапом в развитии исторической повести явилась «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», в которой фактографическая основа сочетается с публицистич­ностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве появилось такое выдающееся произведение, как «Слово» Даниила Заточника.

риторический вопрос, речь, слово, произведение, литература руси, литература, образ русской земли, личность, послание, повесть, притча


26 сентября 2016 г.
Формы летописного повествования

Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.

формы, рассказ, повествование, повесть, биография


26 сентября 2016 г.
Ораторское искусство Кирилла Туровского

Слова предназначались для произнесения в храме. Содержание их традиционно, как традиционен и сам праздник, ежегодно отмечаемый. В каждом слове последовательно развиваются одни и те же темы: «похвала» празднику, разъяснение его религиозного смысла, воспоминания о событии, в честь которого праздник установлен.

речь, ритм, слово, рассказ, словосочетание, предложение, Риторика, сюжет, повествование, ритм прозы, текст, Часть речи


22 сентября 2016 г.
Поэтический стиль Симеона Полоцкого

Сборники его стихотворений – своеобразная «поэтическая кунсткамера», «музей», на витринах которого расставлены самые разнообразные вещи, часто очень редкие и древние, «курьезы».

графика, речь, стих, язык, архитектура, оды Ломоносова, польский язык, русский язык, слова русского языка, структура языка, феофан прокопович, структура слова, Кантемир, композиция, сюжет, повесть, Система, структура, знак


13 сентября 2016 г.
«Хождение» игумена Даниила

Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину в 1106— 1108 гг. Далекое путешествие Даниил предпринял, «понужен мыслию своею и нетерпением», желая видеть «святый град Иерусалим и землю обетованную», и «любве ради святых мест сих исписах все, еже видех очима своима». Его произведение написано «верных ради человек», с тем чтобы они, услышав о «местах сих святых», устремлялись к этим местам мыслью и душою и тем самым приняли «от бога равную мзду» с теми, которые «доходили сих святых мест». 

произведение, Система


13 сентября 2016 г.
Возникновение театра и драматургии на рубеже 17-18 веков

На рубеже 17-18 веков стремление отмежеваться от старой традиции, тенденции к полному обновлению всего круга чтения сказываются все сильнее и отчетливее с каждым годом. Новые формы появляются в порядке «пересадки» на русскую литературную почву опыта соседних стран. Возникают поэзия, театр, приобретает популярность переводной роман.

формы, язык, русский язык, комедия, роман, текст, мистерия, поэзия, фон


13 сентября 2016 г.
Киево-Печерский патерик

В основание патерика легли три произведения 20-х годов XIII  века: послание епископа владимирского и суздальского Симона к Печерскому иноку Поликарпу, повесть Симона о том, как была построена Успенская церковь и послание Поликарпа к игумену  Печерского монастыря Акиндину.

ПВЛ, композиция, повествование, послание, повесть, патерик


09 августа 2016 г.
Лицейская лирика А.С. Пушкина. Проблематика и поэтика. Соотношение традиционного и новаторского

Лицейская лирика А.С. Пушкина. Проблематика и поэтика. Соотношение традиционного и новаторского

лирика


03 августа 2016 г.
Периодизация жизни и творчества А.С. Пушкина

Провидение благотворило Пушкину с детских лет. Он вырос в литературной семье и рано овладел в совершенстве французским языком. Обладая уникальной поэтической памятью, он знал наизусть почти всю французскую поэзию, собранную в библиотеке отца. 

ирония, Ломоносов, право, речь, слово, стих, формы, язык, интонация, предложение, общество, Александр III, Радищев, война 1812 года, вопросы по истории, жанры русской литературы, история России, история литературы, история русской литературы 19 века, история славян, лексика, лирика, литературная критика, проза, русский язык, самодержавие, слова русского языка, сочинения Ивана Грозного, список литературы, структура языка, художественный текст, ода, определение, обстоятельство, структура слова, союз, элегия, семья, литературный язык, скобки, сюжет, строфа, литературное письмо, пародия, литературная параллель, трагедия, высокий стиль, роман, описание, пафос, четверостишие, песня, эпиграмма, послание, романс, текст, повесть, фразеология, Александр II, Беседа любителей русского слова, арзамас, зеленая лампа, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, поэзия, декабристы, Пушкин, рылеев, воля


02 августа 2016 г.
«Горе от ума» и комедия классицизма. Композиция комедии. Проблема жанра и своеобразие художественного метода

Замысел комедии с самого начала включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. Выражение “горе от ума” пришло из водевиля, но лишилось водевильного шаловливого оттенка, и его смысл стал более серьезным, более драматичным. 

комедия, композиция


18 июля 2016 г.
Софья. Сложность характера. Полемика вокруг образа Софьи в критике и литературоведении

Софья Павловна Фамусова названа Грибоедовым девушкой неглупой. Само имя “София” в переводе с греческого означает мудрость.

полемика


05 июля 2016 г.
А.А. Чацкий: содержание образа. Споры о Чацком в критике и литературоведении (И.А. Гончаров, Ю.Н. Тынянов)

 Трагедийность Чацкого выражается в ситуации “бегства” из привычной среды, “отчуждения” от нее. В отличие от героев романтических поэм Чацкий бежит в никуда, надеясь хоть где-то отыскать “уголок”, чтобы утешить “оскорбленное чувство”.

Пушкин, О. М. Сомов, комедия положений, драма в стихах, роман, комедия, трагедия, точка, завязка, сюжет, полемика, личность, ямб, обстоятельство, проза, образ русской земли, литературная критика, литература, драма, общество, рассказ, язык, стих, слово, речь


01 июля 2016 г.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая и философско-реалистическая комедия. Своеобразие конфликта и проблематика комедии

Русская жизнь явилась богатым источником для «Горя от ума». Пьеса вся переполнена откликами на животрепещущую современность.

комедия


1 2 3 4 Ctrl →


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.