Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыИстория русской литературы 1920 – 1970-х гг., темы для изучения


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


История русской литературы 1920 – 1970-х гг., темы для изучения

Русская литература 1920-30-х гг. Литературные группы и объединения 1920-х гг.: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы. Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг. Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека. Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей. Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Полифония гуманистических концепций в произведениях 1920-х гг., посвященных теме революции и гражданской войны (В. Зазубрин «Щепка», А.Н. Толстой «Гадюка», М. Шолохов «Донские рассказы»). Героико-романтический роман А. Фадеева «Разгром». Проблема гуманизма в «Конармии» И. Бабеля. Общечеловеческий характер гуманизма М. Булгакова в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».

Художественная «экспертиза» действительности в сатире 1920-х гг. Основные проблемы и мотивы сатирического исследования жизни. Фантастическая абсурдность мира у М. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Объект сатиры в рассказах М. Зощенко. Юмористическая дискуссия с официальными мифами в романах И. Ильфа и Е. Петрова. Бытовой гротеск В. Маяковского в пьесах «Клоп», «Баня». Трагическая мистерия в комедиях Н. Эрдмана «Мандат», «Самоубийца».

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Творческая история романа. Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; прием «роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 1920-30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иешуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 1960-80-х гг.

Символический реализм романов А. Платонова «Чевенгур» и «Котлован» как эпическое осознание и оценка действительности второй половины 1920-х гг. Трагедия насильственного осчастливливания человека. Деформация гуманистических представлений. Крах утопии социализма. Связь предмета изображения с поэтикой А. Платонова: символичность, физиологичность, ирония, гротеск, сатира, «корявость» языка, фантастичность. Трагическая концепция мира и комическое у Платонова. Саркастическое изображение практики общественных преобразований во имя абстрактной идеи счастливого будущего при полном игнорировании реальных, «частных», потребностей и интересов людей. Образ ребенка в «Чевенгуре» и «Котловане».

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг. Пути утверждения художественной правды в прозе о Великой Отечественной войне. «Обобщенно-поэтизирующая» и конкретно-аналитическая тенденции в социально-психологической прозе 1940-х гг. Опыт эпического освещения войны в повестях и романах военных лет («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева). Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» Э. Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х - начала 1960 гг.

Судьба народа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история романа. Судьба России, народа и интеллигенции; трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление в произведении. Евангельские мотивы. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Концепция личности, ее соотношения с историей и вселенной. Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны 1950-60-х гг. «Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Ориентированность повествования на точку зрения рядового участника событий. Концепция героического и новый тип героев. Новое о человеке на войне. Углубление антивоенной темы в «военной прозе»: «Июль 41 года» и «Навеки - девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Сашка» В. Кондратьева. Расширение и обогащение представления о героическом в повестях «Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова.

Деревенская тема и «деревенская проза» как особая творческая общность. Условность термина «деревенская проза». Генезис деревенской темы. Проза 1920-30-х гг. о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-70 годы. Становление и развитие «деревенской прозы». Рассказ «Матренин двор» А. Солженицына и его место в процессе художественного освоения народного бытия. Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева). Изображение близкого и далекого прошлого русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем («Последний поклон» и «Царь-рыба» В. Астафьева, «Любавины» В. Шукшина). Философия природы «естественного мира», стремление приобщить современников к народным традициям («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова). Образы деревенских стариков, их значение в контексте нравственно-философских исканий прозы. Повести В. Распутина. Ориентация на народное слово в рассказах и повестях В. Шукшина, Е. Носова.

«Лагерная» проза. «Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества («Колымские рассказы» В.Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова и др.). «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Тема совестливости и достоинства. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Роман А. Солженицына «В круге первом». Автобиографичность и художественный вымысел. Тема земных испытаний. Тема преодоления зла в контексте традиций русской литературы. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»: историко-философская проблематика, жанровое своеобразие.

Развитие поэзии в 1960-е гг. Гражданский пафос «эстрадной» поэзии периода «оттепели». Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной). Нравственно-философские искания и идеалы «тихой» лирики в творчестве Н. Рубцова. Пути развития авторской песни (Б. Окуджава, А. Галич). Поэтическое творчество В. Высоцкого, его эволюция. Основные темы и мотивы стихов-песен, острота постановки социальных и нравственных проблем, глубина и своеобразие художественного решения «вечных», философских вопросов бытия. Жанровое многообразие его произведений. Особенности поэтики и стиля.

Драматургия 1960-70-х гг. Выдвижение на первый план социально-психологической драмы. Пьесы А. Арбузова («Годы странствий», «Иркутская история»), В. Розова («Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы»), А. Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра»). Характеры молодых современников. Переход от драмы открытых столкновений к драме выбора. Оригинальность художественных решений, многообразие жанровых и стилевых форм, усиление роли условных сценических приемов. Психологическая тенденция в драматургии. Усложнение авторской позиции, поиск новых конфликтных ситуаций: коллизии любви и быта («Валентин и Валентина» М. Рощина), драматизм взаимоотношений «отцов» и «детей» («Жестокие игры» А. Арбузова, «Гнездо глухаря», «Кабанчик» В. Розова).

Художественные открытия А. Вампилова, традиционное и новаторское в его драматургии. Духовная эволюция героев («Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота»).

Творчество А. Твардовского. Творческая история поэмы «Василий Теркин». Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса, собирательность ее героя. Поэма «Дом у дороги», ее проблематика, образы героев, жанр. «За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей». Конкретность и обобщенность картин и образов поэмы. «Вечные» темы в ней (духовность, долг, совесть).

Творчество Твардовского 1960-70-х гг. Новое обращение к образу Василия Теркина, «помещенному» в сатирическую среду («Теркин на том свете»). Поэма «По праву памяти». Биографичность и широкий смысл поэмы. Движение лирического героя поэмы к правде. Сила поэтического слова, элементы публицистики, рожденные освобождением памяти поэта и велением совести. Твардовский – редактор журнала «Новый мир».

1054
07.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.