Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыЛетописание в Киевской Руси 11-13 вв. Формы летописного повествования. Явление литературного этикета


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Летописание в Киевской Руси 11-13 вв. Формы летописного повествования. Явление литературного этикета

 Летописание в Киевской Руси 11-13 вв

Летописание возникло на  Руси  из потребности раннего феодального общества иметь свою письменную историю. Обслуживая определенную сферу общественной жизни, летописи являлись историческим документом гос значения, включавшим договорные грамоты, завещания князей, постановления феодальных съездов и т.п. Именно поэтому широкое отражение получила в летописях и специальная терминология: военная, феодальная, юридическая, охотничья (особенно в «Поучении Мономаха») - (Лихачев Д.С. «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руса. (Повесть временных лет»»). В основе многих терминов лежала яркая образность, выработанная народом: «взять град копьем» - взять город приступом, «Пвл»,971г., «всесть на конь» - выступить в поход, «Пвл»,968г., « утереть пот» - вернуться домой с победой, «Пвл»,1019 ит.д.

Русская летопись - произведение коллективное, которое не замыкало рассказ в рамках видения одного повествователя. Отсюда более широкий масштаб охвата событий. В частности, анализируя «Повесть временных лет», Лихачев отмечает тот факт, что многие записи летописи основаны на рассказах двух лиц: Вышаты и его сына Яня Вышатича. Рассказы же эти были записаны тремя поколениями летописцев на протяжении 1064-1106гг.

Вопрос о времени возникновения русского летописания относится в науке к разряду спорных. Разрозненные записи исторических событий, видимо, существовали уже в конце 10 века. Название первого из дошедших до нас летописных сводов начала 12 в довольно пространно: « Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря Печерского, откуда есть пошла Русская земля и кто в ней начал первый княжить, и откуда русская земля стала есть». Название это сигнализирует не о жанре, а указывает на тему повествования и настраивает читателя на определенный тип восприятия.

Письменной истории Руси предшествовала ее устная история, которая и в дальнейшем сопутствовала письменной. Своим расцветом летопись непосредственнее всего обязана этой неписанной истории Руси, хранителем которой был сам народ.

В самом деле, первые русские летописцы, воссоздавая предшествующую им историю Руси, сумели собрать сведения о прошлом Русской земли за несколько столетий. Они пишут о походах и о договорах, об основании городов, дают живые характеристики князьям и рассказывают о расселении племен. Следовательно,  у летописцев были какие-то устные материалы об  исторической жизни народа в течение многих поколений. То есть, этим историческим источником для них был фольклор. И это не случайно. Исторические песни, предания и легенды были той великой неписанной историей Руси, которая предшествовала летописанию.

Первый этап в становлении летописного дела на Руси Лихачев относил к 30-40 г 11 века и связывал с просветительской деятельностью князя Ярослава Мудрого и книжников его «гнезда». Центром летописания стала София Киевская, где Ярослав Мудрый пытался утвердить в качестве митрополита русского священника, а не грека. Усиление борьбы за церковную независимость Руси от Византии привело к тому, что ядром древнейшего Киевского летописного свода стало «Сказание о распространении на Руси христианства». По форме это произведение еще не летопись, а скорее патерик-сборник рассказов о христианизации Руси. Оно своеобразно по жанру, не имеет еще исторической канвы.

Второй этап работы над летописным сводом приходится на 70-е годы и связан с другим центром русского просвещения - Киево-Печерским монастырем, куда летописание перемещается после смерти Ярослава Мудрого и замены русского митрополита Иллариона греком. На этом этапе в истории летописания появляется тенденция к строгой хронологии событий. Составление  первого Печерского летописного свода 70-х годов, как полагают исследователи, не обошлось без участия игумена Никона. «Сказание» получает добавление, касающееся светской истории Руси, появляются добавления из народных исторических преданий; создается хронологический принцип разбивки всего изложения по годовым статьям и т.д.

Точные датировки начинают появляться с 60-х годов 11в. С 1061г (то есть с года организации Печерского монастыря) летопись начинает указывать даты событий  - месяц, число, иногда день недели.

Летопись, в отличие от римских анналов и византийских хроник, строилась по годам, а не по циклам, соответствующим периодам пребывания у власти того или иного императора, правящей династии. Манера составлять записи по годам является особенностью русского летописания. (Лихачев. Великое наследие. Классические произведения. «Повесть  временных лет»)

Составлении второго Печерского летописного свода ученые относят к 90-м годам 11 в и приписывают игумену Иоанну.

В самом конце 90-х годов 11 в был создан новый летописный свод – «Повесть временных лет» (1113), первая редакция которого принадлежит Нестору.

«ПВЛ» повествует о начале Русской земли, о начале русского народа. В летописи сохранены многочисленные остатки исторических преданий, легенд и песен, которыми древнерусские книжники стремились восполнить недостаток письменного материала по истории своей родины. Один из главнейших типов исторических произведений, использованных летописью - местные легенды, связанные с урочищами, могильниками, селами и городами всей русской равнины. Так, например, гибель Игоря – с его могилой «у Искоростеня града в Деревах, а с княгиней Ольгой были связаны местными воспоминаниями многочисленные урочища, села, погосты, перевесища (места, где ловились птицы) по Днепру и Десне; отголосками дружинных песен  явились и рассказы летописи о знаменитых пирах Владимира Святославича.

«ПВЛ»- свод. Текст принадлежит не одному автору. Тексты многих договоров (907,912,945 и 971 гг.) не выдуманы автором, а включены в летопись. Совершенно выделяются и переводные источники ( «Хроника Георгия Амартола», «Хроники Иоанна Малалы», «Житие Василия Нового» и пр.)

Новые редакции «ПВЛ» создаются за пределами Печерского монастыря. Вторая редакция – 1116 год, поп Сильвестор.

В 1118 году летопись снова подвергается редакторской правке в интересах преемника Владимира Мономаха – князя Мстислава.

Итак, «ПВЛ» создавалась в течение более чем полустолетия, при этом в нескольких литературных центрах и многими летописцами. В нее вошли народные взгляды на русскую историю, исторический фольклор, народная молва. Перед нами Русская история, переданная в движении и своем развитии.

Формы летописного повествования

Природа летописного жанра весьма сложна; летопись относится к числу «объединяющих» жанров, подчиняющих себе жанры своих компонентов – исторической повести, жития, поучения, похвального слова и т.д. И тем не менее летопись остается цельным произведением, которое может быть исследовано и как памятник одного жанра.

 В «ПВЛ», как и в любой другой летописи, можно выделить 2 типа повествования - собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их.

В летописном рассказе автор приводит конкретные детали, воспроизводит диалоги, т.е пытается помочь читателю представить происходящее.

И сами летописные рассказы относятся к 2 типам. В значительной мере определяемым их происхождением. Одни рассказы повествуют о событиях, современных летописцу, другие – о событиях, произошедших задолго до составления летописи, это устные эпические предания, лишь впоследствии внесенные в летопись.

Такие эпические легенды отличает, как правило, сюжетная занимательность: события, о которых в них повествуется, значительны или поражают воображение, герои таких рассказов отличаются необыкновенной силой, мудростью или хитростью. Почти в каждом таком рассказе налицо эффект неожиданности.

Весь повествовательный летописный материал относительно четко делится на 5 групп: погодная запись, летописное сказание, летописная повесть, документы из княжеских архивов: оговоры, уставные грамоты; эта группа литературного значения не имеет.

Погодная запись - древнейшая форма летописного повествования. По  объему  погодная запись невелика. Предельная краткость изложения - наиболее характерный ее внешний признак. Погодная запись вводится в повествование обычно традиционной формулой: в лето 6505, в лето 6706 и т.д.

У погодной записи своя особая сфера повествования: она регистрирует смерть того или иного князя, митрополита, игумена, рождение у князя сына или дочери, основание церкви, пожары, засуху, землетрясение, половодье и пр.

Как правило, сфера погодных известий - единичные факты, интересные с точки зрения летописца и заслуживающих упоминания, но не требующие подробного изложения в форме развернутого рассказа. Основное литературное качество погодного известия - документальность.В стилистическом отношении погодная запись аморфна.Она совершенно лишена художественной формы и эмоциональности.

Летописное сказание - устно-поэтического происхождения, и в этом его основное литературное качество. Сказание - устное историческое предание в книжной литературной переработке летописца. К этой форме повествования летописец обычно прибегал, когда у него под руками не было более достоверного материала. Вот почему сказание и занимает в «Повести временных лет» такое большое место  в той ее части, где излагаются события, летописцу несовременные. События далекого прошлого - 10,9 веков  и более ранние. Излагая эти события, летописец мог опереться только на один основной источник - на устное историческое предание.

Все летописные сказания этого типа устно-поэтического происхожения. Но отсюда еще не следует, что все они происхождения народного. Отражая народное (т.е широких  масс населения Киевской Руси) понимание того или иного исторического события, летописец, несомненно, не раз пользовался в поисках материала для себя и преданиями княжеско-дружинного происхождения и содержания. Изучая летописные сказания, необходимо принимать во внимание не только их художественную форму, но и их содержание, ту точку зрения, с которой они рассматривают и оценивают исторические события. Только такой анализ того или иного летописного сказания.в единстве его содержания и художественной формы, позволит нам раскрыть его действительное происхождение.

Типичный пример княжеско-дружинного исторического предания- летописная биография Олега (рассказ о смерти Олега, читается по 912 г.)

Типичные примеры народных преданий-рассказ о юноше Кожемяке 9 по 992 г.) и рассказ о белгородском киселе ( по 997 г.).

Летописный рассказ прежде всего документален: за немногими исключениями, в нем нет ничего выдуманного, сочиненного, «литературного». Он - прямое отражение реальной действительности. Это рассказ о буквальном смысле этого слова, обычно составленный по свежим следам события,очевидца или со слов очевидца.

Рассказчик - человек своей эпохи, своего общественного положения и своей политической ориентации; все это, естественно, не могло не сказаться на его повествоавании: рассказ его всегда более или менее тенденциозен, всегда отражает идеологию того классового окружения, где он составлен и для которого составлен. Некоторые рассказы в составе, например, Киевской летописи, продолжившей в 12 веке «ПВЛ», в особенности же рассказы об Изяславле, Мстиславиче, часто производят впечатление делового отчета, военного донесения, до такой степени точно и обстоятельно излагают они положение вещей.

Одна из наиболее характерных особенностей летописного рассказа - речи действующих лиц повествования. Рассказ иногда полностью состоит из речей.

Документален самый язык летописи - ее удивительный словарь, весь насыщенный терминами своего времени, ходящими в  феодальной среде 12 века словами и оборотами речи.

Литературное своеобразие летописного рассказа - в появлении личности автора: здесь( в отличии от погодной записи) он уже отчетливо ощущается, заявляет о себе оценками тех или иных событий, попытками комментировать их, прямой характеристикой действующих лиц повествования. В особенности же своей индивидуальной манерой излагать рассказ. Манера эта зависти от памяти летописца, от его внимательности и осведомленности, наконец, просто от его умения рассказывать.

Летописная повесть (это термин условный) - повествование особого типа,посвященное рассказу о смерти того или иного князя, своеобразный некролог. Назначение повести заключалась в том,чтобы дать новый агиографический просветленный образ идеального князя, блистающего всеми возможными христианскими, даже специально монашескими добродетелями. Задаче этой и была подчинена как повесть в целом, так и все ее составные части. Во многом похожая на рассказ, повесть отличается от рассказа прежде всего тем, что она более или менее последовательно выдержана в рамках определенного литературного стиля - агиографического.В повести, как правило, действительность отражается не непосредственно, а предстает перед нами в условных контурах этого условного, абстрактного по самой своей природе метода, подчиняется всем его устоявшимся в литературе нормам. И сами события, и человек, и его поведение в повести приобретают новые очертания, далекие от привычной нам по рассказам документальности.

Все повести посвящены одной и той же теме, выросли из погодных записей о смерти какого-либо князя, составленных по строгой схеме: сообщается, когда умер князь, где, в каком именно монастыре или церкви он был погребен.

К погодному известию такого типа стало присоединяться прямая - от автора - характеристика покойного князя как человека и как примерного христианина. Иногда с кратким перечислением его заслуг пред Русской землей.

Обязательная для каждого некролога прямая характеристика покойного князя внесла в повесть первые элементы агиографической стилизации; о ней выразительно гововрят эпитеты, которыми теперь, как оригигналом, начинает окружаться имя князя («благоверный» - о Владимире Мономахе), в особенности же – подбор христианских добродетелей, которыми часто без должного чувства меры стал наделяться покойный князь.

Явление литературного этикета

По определению Д.С.Лихачева, древнерусский писатель исходил в своем творчестве из понятия «литературный этикет», который слагался из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий, как должно было вести себя действующее лицо, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Например, автор воинской повести, следуя этикету, должен был описать сборы войска и выступление его в поход, решающее сражение и его последствия.

Литературное произведение Древней Руси стремится не поразить читателя новизной, а, напротив, - успокоить и заворожить его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих рассказываемому церемониальных формах.

Изучая проблемы абстрагирования и этикетности древней русской литературы, надо иметь в виду, что то и другое не охватывало литературные произведения целиком. Почти в каждом памятнике Древней Руси имеются многочисленные отступления от этикетности. В отступлениях автор выражал свое непосредственное отношение к тому, о чем он писал. В той или иной мере под влиянием чувства общественного возмущения преступлениями князей, сочувствия обездоленным или чувства любви, горя, в произведение проникали элементы реалистичности, под воздействием которых постепенно изменялся литературный метод художественного изображения: в литературу проникало личностное, авторское начало, обогащались изобразительные средства.

434
25.11.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.