Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыПроблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке

Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. 

Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип.(А.Н.Пыпин, С.А.Венгеров, А.Веселовский). Исследователи дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое-у 20-х гг, народно-фольклорное – у 30-х гг, романтический идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг.

Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов – развитие шло от сентиментальных персонажей (бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Есть ряд четких признаков, отличающих литературное развитие первой половины XIX века от второй. Литература первой половины XIX века отличается необыкновенной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики, живые клетки ее, несущие в себе неповторимый «генетический код». Это литература кратких, но перспективных в своем дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, еще сжатую в них, еще пока не развернувшуюся. Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка, частью нашего духовного опыта: почти все басни Крылова, множество стихов из «Горя от ума» и «Евгения Онегина», «ноздревщина», «маниловщина», «чичиковщина» Гоголя, «репетиловщина», «молчалинство» Грибоедова и т. д. В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс становления литературного языка. Отсюда – напряженные и живые споры о судьбе русского языка между «шишковистами» и «карамзинистами». Отсюда же – жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века. Произведения русских писателей первой половины XIX века невелики по объему, но значительны по образной силе, которая в них заключена.

Однако уже с начала 19 в. стал применяться персональный принцип в двух вариантах. Периоды литературного развития связывали с царствованиями, и получалось: литература Петровского времени, литература Екатерининского времени, Александровского, Николаевского.Подобный принцип периодизации, отчужденный от специфики литературы как вида искусства, может показаться некорректным, но ему все же нельзя отказать в определенной исторической обусловленности. Ведь начало царствования Александра 1 действительно изменило общую обстановку литературной жизни. Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наиболее привлекательные пути развития художественного творчества. Еще В.Г.Белинский выделял Ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В.Киреевский включал между карамзинским и пушкинским еще период Жуковского, а Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Это как бы «романтический» принцип периодизации.

В начале 19 в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя. Согласно И.В.Киреевскому, первый период ознаменовался обращением к публике, к нуждам русского просвещения, преобладало французское влияние, ведущей фигурой был Карамзин.

Во втором – стало преобладать обращение к идеальным основам жизни, вошла «германская» стихия, главный выразитель периода – Жуковский.

Третий период Киреевский связывал с деятельностью Пушкина.

Исследователи Пушкинского дома обозначили главные направления в литературе следующим образом: от сентиментализма к романтизму (1800-1825), от романтизма к реализму (1826-1850), расцвет реализма (1856-1881), переходный период в развитии русского реализма (80-е гг), а 90-е г.г. расматриваются в контексте литературного процесса 1900-х г.г.

В учебнике под редакцией А.Н.Соколова: Периодизация литературного процесса не есть простое и прямое выражение периодизации общеисторической. Литература подлежит делению на периоды в соответствии с явлениями и процессами самой литературы. Однако развитие литературы основывается на социально-историческом развитии общества, и поэтому литературная периодизация находится в глубокой связи с периодизацией общеисторической.

Хронологические грани между отдельными этапами и периодами развития литературы являются условными. Они не сменяют друг друга в точные календарные сроки. Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи.

Положение о Пушкине как родоначальнике новой литературы имеет место в литературоведении. Но было бы неправильно считать гранью между литературой 18 и 19 в.в. первые выступления Пушкина. У него были непосредственные предшественники: Жуковский, Батюшков, Крылов. Они подготовили почву для становления великого поэта. Значение Жуковского, Батюшкова и Крылова как ближайших учителей Пушкина заставляет отодвигать литературную грань между 18 и 19 в.в. к началу творчества трех названных поэтов, т.е.хронологически – к первым годам нового столетия.

Итак, 1-й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 г.г. В 1801 г.никаких художественных произведенийй, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихами во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе.

В 1801г. по инициативе молодых литераторов возникают 2 литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках:

1.Дружеское литературное общество (в Москве)

2.Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге).=> зарождение в литературе тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны были привести к романтизму.

Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии.

Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова,  составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

2-й период охватывает 1815-1816 г.г. В этот период в русской литературе на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигшее высшего подъема в 1-й половине 20-х г.г. в творчестве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» завершается процесс формирования реалистического художественного метода. Поэтому 1825 год становится переломным для русской литературы: кончается господство романтического направлниея,, торжествует свои первые победы русский реализм.

3-й период -  1825 -1842 г.г. Утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Условно литературный процесс можно выразить в таблице:

Периодизация

Важнейшие исторические события в Европе и в России

Общая характеристика периода

Основные жанры

1. 1795--1815 гг.

Великая французская революция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций

Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки

Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

2. 1816--1825 гг.

Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)

Господствующее направление - романтизм. Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.

"Модернизированные" декабристами ода, трагедия, "высокая комедия", гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. "Психологическая повесть", баллада

3. 1826 -- первая половина 50-х гг.

Поражение восстания декабристов. "Новый цензурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы - расцвет повести. Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь.

Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проблематики. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской школы" и поэтов-лириков романтического плана

Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры "натуральной школы": социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Таков общий ход русского литературного процесса 1 половины 19 века. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

2487
18.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.