Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыШкольноеАнализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"

Знаменитый русский писатель Салтыков – Щедрин пишет сказку “Дикий помещик”, в которой затрагивает реальные злободневные вопросы своего времени. Сказки занимают центральное место в творчестве писателя. Он пишет “для детей изрядного возраста”, хотя понять их может каждый. В них комическое сталкивается с трагическим, широко используются гротеск, гипербола, эзопов язык. В этом произведении автор подверг резкой критике самодержавно – крепостнический строй России второй половины девятнадцатого века.

    Произведение начинается как обычная сказка: ”В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался.” Но в то же время в тексте упоминается реально существовавшая реакционная газета “Весть”. Так и во всем тексте вымысел сочетается с реальностью.

    Главный герой сказки - обычный помещик. Он гордится тем, что является истинным дворянином (об это говорит мудрёная фамилия Урус-Кучур-Кильдибаев). Весь смысл его существования – “понежить своё тело, мягкое, белое и рассыпчатое”. Таким блаженным существованием помещик обязан своим мужикам, хотя и презирает их, не выносит “холопьего духу”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита: “Сократил он их(крестьян) так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше!”.

    Глупость помещика доведена до предела. Автор иронизирует над “достоинствами” главного героя: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Необходимо заметить, что бог не внимает молитвам глупого помещика, но исполняет просьбу простого народа, измученного произволом Урус-Кучум-Кильдибаева: “ Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую…”. Таким образом, Щедрин выражает сочувствие русскому народу.

     Помещик остается один .Конечно, сначала он радуется исполнению своего желания, но потом постепенно начинает понимать, что совершил глупость. Сначала “глупым” его называет актер Садовский, потом генералы, которые тоже наивно предполагают ненужность крепостных крестьян: “Ах, как это хорошо! - хвалят помещика генералы, - стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? “. Их мнение о помещике меняется, когда он предлагает им вместо “говядинки” “по леденцу да по печатному прянику”. “Однако, брат, глупый же ты помещик”- произносят генералы. Такого же мнения придерживается капитан – исправник, который понимает неотделимость деятельности крестьян от экономики, функционирования государства: “А известно ли вам, что казначейство без податей и повинностей существовать не может?”. Сатирик убежден, что именно народ является опорой государства, создателем его материальных и духовных ценностей.

    Несмотря на мнение своих знакомых, голос разума, помещик продолжает отстаивать свою позицию, проявлять “твёрдость души”. Он лелеет себя несбыточными мечтами о “машинах из Англии”, которые будут работать вместо мужиков, не понимая, что без крепостных крестьян он не может даже умыться. Без них он никто, потому что ничего не умеет. В конце сказки он просто одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосам…ходил же все больше на четвереньках”. Он не только научился разговаривать с медведем, но и начал бросаться на людей: ” На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал.” Оказывается, что в глубине, казалось бы, благородной личности — примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подают чистую одежду.

    Чем же заканчивается сказка? Вот помещик: «Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Такой вот герой, который правит в крепостном обществе. А опекает его Сенька , простой русский крестьянин.

    Автор использует в своих произведениях самые разные художественные средства выразительности языка. Это и сравнения, и метафоры, и, конечно, гипербола. Мы видим преувеличение некоторых поступков персонажей, доводящее их до карикатуры, до нарушения внешнего правдоподобия. Так, например, помещик съедает зайца: “ вцепится в свою добычу, разорвёт ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”.

    Сказка «Дикий помещик» - лишь одно из произведении писателя-сатирика , в которых он высмеивает социально-политический строй царской России, изобличает типы и нравы, мораль и политику того общества. Кроме того, он не только жалеет русское крестьянство, но и осуждает его за излишнюю терпеливость и безропотность. Так же указывает на беспомощность помещиков, которые в отсутствии своих слуг становятся похожи на беспомощных детей. И идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова – Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

569
18.05.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.