AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Духовные искания героев романа «Война и мир» (на примере Андрея Болконского)

Духовные искания героев романа «Война и мир» (на примере Андрея Болконского)

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви­дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч­но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи­талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про­износит с ударением на последнем сло­ге, как француз. Князь Андрей — свет­ский человек.  На его лице мы читаем пре­восходство и самоуверенность. Окружа­ющих он считает ниже себя, а значит и ху­же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого.. Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива­ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни.

Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ­ляется на войну 1805 года. Андрей жаж­дет стать героем. Кумиром князя, предметом его поклоне­ния является Наполеон. Анд­рей хочет быть на него похожим и пыта­ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол­конский и отправляется на войну. Мы ви­дим князя Андрея в Аустерлицком сра­жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада­ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо­кое, бесконечное небо, по которому бе­гут облака. Оно так зовет, манит, завора­живает своим величием, что князь Анд­рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. Все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима­ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы­сых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок.

 Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен­ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес­точенные схватки, озлобленные лица лю­дей показали ему настоящий облик вой­ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не­сколько охладел к ней, и теперь он чита­ет в ее глазах боль и упрек. После смер­ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов­шества в своей деревне. Духовное со­стояние князя Болконского, его подав­ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от­далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс­шее счастье человека состоит в том, что­бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо­тря на то, что князю Андрею тогда показа­лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен­та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея.

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. Он понимает, что нельзя се­бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич­ный дуб «весь преображенный, раски­нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь.

Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон­ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме­ну. Поэтому они вынуждены расстаться.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. В Бородинском сра­жении Болконский снова получает ра­нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната­шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от­крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то­го, он прощает и Анатоля.  Андрей еще раз встречает На­ташу. Минуты, проведенные с ней, ока­зываются для Андрея самыми счастливы­ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер.

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво­ему. В жизни есть два несчастья: угрызе­ния совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд­рей осознал истинное счастье — жить для других.

18.05.2016, 507 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.