AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Притча «О двух великих грешниках» и её роль в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Притча «О двух великих грешниках» и её роль в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа.

    Все произведение отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, народную жажду воли и счастья. Мужицкое «счастье» «дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями» - «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села».

    Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Пытается его найти и осмыслить и сам Некрасов. Чтобы выразить свою позицию он, на мой взгляд, и помещает в поэму притчу «О двух великих грешниках». Она повествует о том, что

    Было двенадцать разбойников,
    Был Кудеяр - атаман,
    Много разбойники пролили
    Крови честных христиан…

    Все дни проводили великие грешники в убийствах и блуде. Но вот вдруг в Кудеяре проснулась совесть:

    Сон отлетел; опротивели
     Пьянство, убийство, грабеж,
     Тени убитых являются,
     Целая рать - не сочтешь!

    Долго Кудеяр сопротивлялся зову души и совести, но все-таки Господь его одолел. Этот разбойник распустил свою шайку, зарыл нож и отправился замаливать грехи к гробу Господню. Но легче ему не становилось. Кудеяр превратился в старца-отшельника, живущего лесу и пытающегося отмолить свои грехи:

    Денно и нощно всевышнего
     Молит: грехи отпусти!
     Тело предай истязанию,
     Дай только душу спасти!

    И бог смилостивился над великим грешником. Разбойнику явился угодник, который сказал, что грехи его будут прощены, если Кудеяр срежет своим разбойничьим ножом вековой дуб. Тот с рвением принялся за работу, но она была нелегка: как можно срезать дуб ножом? В сердце старца начали закрадываться сомнения. И тут на его пути повстречался помещик – пан Глуховский, «первый барин на той стороне». Старец, который слышал про этого человека много страшного и жестокого, рассказал ему свою жизненную историю – в назидание и научение. Но на это пан Глуховский лишь ухмыльнулся:

    Жить надо, старче, по-моему:
     Сколько холопов гублю,
     Мучу, пытаю и вешаю,
     А поглядел бы, как сплю!

    Услышав это, Кудеяр пришел в неистовство. Он бросился к пану и вонзил ему в грудь нож. В тот же миг вековой дуб рухнул – «эхо весь лес потрясло»:

    Рухнуло древо, скатилося
    С инока бремя грехов!..

    Этими строками Некрасов заканчивает свою притчу. Что она значит? Для Некрасова, как и для самого народа, самым великим грехом является мучение простого трудового народа, крестьян. Ведь именно эти люди кормят помещиков, на них держится все хозяйство страны. Кроме того, русский народ – это основа культуры, корни, вековая мудрость. Уничтожать все это – уничтожать нацию, страну. Это самый великий грех.

    Но не только это возмущает поэта. Помещики мучают совершенно невинных людей, ни в чем не виноватых, и мучают веками! Вот что самое страшное. Именно поэтому поэт считает помещичий грех самым тяжким. С ним не сравнится даже жизнь Кудеяра, наполненная убийствами, грабежами, блудом.

    Важно, что, по Некрасову, убийство помещика приравнивается к какому-то святому действу, ведь за него Кудеяр получил прощение своих грехов.

19.05.2016, 425 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.