Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыШкольноеСмысл жизни в понимании И.А. Гончарова и А.П. Чехова


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Смысл жизни в понимании И.А. Гончарова и А.П. Чехова

В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор наделяет трех главных героев разными представлениями о жизни и её смысле, давая читателю возможность со стороны оценить выбранные Обломовым, Штольцом и Ольгой приоритеты.

Ольга живет скорее как подобает, как требует общество, нежели как ей хочется. В итоге приглушенные ею чувства не дают ей покоя, навевают грусть и ощущение, что она растратила годы не так, как желала. А активному, энергичному и расчетливому Штольцу, живущему словно «по старинке», не хватает душевного тепла и умиротворения.

Больше всего внимания автор уделяет пустой и бессмысленной жизни Обломова. Со стороны может показаться, что его добровольное заточение на диване является исключительно волей его пассивного характера, однако, это не так. Еще мальчиком ему внушали, что труд — дело скучное и унизительное. В результате, герой за всю жизнь не только не омрачил свои ручки «черным трудом», но и абсолютно разучился за собой ухаживать. Он бросил службу, которая не отвечала его легкомысленным грезам, и сократил свой мир до маленькой грязной комнатушки, которую и сам не мог убрать, и слугу не мог заставить. Порой его неразвитость и апатия вызывала в нем горечь и раздражение, но даже это чувство быстро перетекало в безразличие, когда он погружался в очередной дневной сон. Обломова не тяготит душевная мука, не сразила ужасная болезнь, но он всячески отказывается покинуть обожаемый диван. Даже чувство любви не смогло оторвать героя от постели. Однако, он испытывает настоящее счастье от такой жизни. Герой получает истинное удовольствие от бездействия и размышлений над будущими грандиозными планами.

Трагедия Обломова заключается в прививании ошибочных ценностей, в инертности и нежелании приоткрыть дверь и взглянуть на потрясающий мир со всеми его муками, страданиями, но в тоже время истинной радостью, добром и счастьем. Герой не видел прелестей реальной жизни, и ошибочно считает, что его пассивная жизнь и есть предел человеческих желаний.

Автор показывает, что нельзя записать и заучить, как нужно жить, но и нельзя останавливаться в развитии, позволяя лени затуманить свой разум. Смысл жизни в гармонии с собой, в ежедневном движении и открытии для себя чего-то нового, в самосовершенствовании и самопознании, — словом, в том, чего не доставало главным героям.

Тема смысла жизни и поиска счастья является знаковой для А. П. Чехова. Он глубоко исследует человеческую личность, которая, так или иначе, поддается влиянию общества. Именно социум часто формирует у людей представление о счастье и «правильной» жизни, делая их рабами ложных убеждений и предрассудков. Герои Чехова – это всегда несчастные люди, которые «запутываются» в попытках понять, в чем заключается смысл жизни. Они идут на поводу у большинства, забывают о собственных интересах, боятся измениться и вызвать осуждение. Поэтому счастье неумолимо ускользает от них, делая жизнь пустой и бессмысленной.

Ярким тому примером является рассказ «Человек в футляре», в котором автор очень точно описал раба общества, ограниченного и невежественного, несмотря на профессию преподавателя. Вся жизнь Беликова сводится к одной фразе: «Как бы чего не вышло», а следование различным ограничениям, запретам и циркулярам он превращает в смысл своего существования. Такой человек обречен быть несчастным, поскольку он ни к чему не стремится, ни о чем не мечтает и живет лишь ради сохранения своего «футляра». Следуя излюбленному приему, Чехов не осуждает Беликова, но дает понять, что иногда, чтобы быть счастливым, нужно переступить через мнение общества, не бояться показаться смешным или вызвать чье-либо осуждение.

Кроме того, Чехов подчеркивает, что смысл жизни заключается не в следовании призрачным идеалам, а в умении быть счастливым каждый день, радоваться мелочам. Если человек делает мечту смыслом своего существования, то это может лишить его чувства реальности и ежедневных радостей жизни. Так в рассказе «Крыжовник» главный герой живет желанием купить усадьбу, где будет выращивать крыжовник. Ради этого он отказывает себе во всем, женится ради денег и своей скупостью доводит жену до смертного одра. Но, даже достигнув цели, он не становится счастливее или лучше. Единственную радость ему приносят ягоды крыжовника, но это счастье вряд ли можно назвать настоящим.

Своим творчеством Чехов дает понять, что сделать жизнь осмысленной может лишь избавление от злобы, пошлости, одиночества и раболепия. Но ответа на то, как именно этого добиться, все же, не дает, оставляя право делать выводы самому читателю.

406
19.05.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.