Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяОбществознаниеПонятие и виды социальных общностей и социальных групп


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Понятие и виды социальных общностей и социальных групп

Социальная общность

Социальная общность (англ. community — общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философская категория «общее» — это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).

Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности.

Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности — объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. В концепции К. Маркса и Ф. Тённиса выделяются два таких типа:

  1. Гемейншафт (Gemeinschaft) — общинные, или социально-органический тип связей. Это общество основано на общности, характеризующейся слитной цельностью и теснейшим внутренним единением индивидов, способных в неё войти. Здесь «единичный индивид столь же мало в состоянии отделяться от пуповины, связующей его с племенем или с общностью [Gemeinwesen], как и индивидуальная пчела — от своего улья». Традиция, авторитет, обряд, необходимость как абсолютный закон, дисциплина, порядок и добросовестность выступают как жизненный императив.
  2. Гезельшафт (Gesellschaft) — общественные, или социально-атомистический тип связей. Общество, где индивиды внутренне разъединены, притязают каждый быть внутри себя самодовлеющими и вступают лишь во внешние связи. «Каждый обслуживает другого, чтобы обслужить самого себя; каждый взаимно пользуется другим как своим средством, каждый достигает своей цели лишь поскольку он служит средством для другого и только будучи для себя самоцелью…».

Первый тип взаимосвязи людей характерен для архаического (первобытнообщинного) и традиционного (рабовладельческого, феодального) общества, второй — для общества индустриального типа (капиталистического).

При более детальной типологизации выделяются следующие типы связей: органический(психофизиологический), социально-органический, цививилизационный, формационный и социокультурный.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

  1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
  2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления «общего врага»;
  3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);
  4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
  5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
  6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
  7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение «своих» во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

В современной социологии принято выделять следующие важнейшие виды социальных общностей:

• этнические — общности, основанные на родстве в языке, культуре, обычаях, традициях, психологических особенностях своих членов (украинская, французы, татары, цыгане);

• демографические — отличаются по полу, возрасту, расе, месту рождения (женщины, мужчины, молодежь);

• профессиональные — характеризуются принадлежностью индивидов, которые составляют к той или иной профессии (юристы, строители, педагоги);

• территориальные — те, которые определяются по территории проживания своих членов (городские и сельские жители);

• общности, отличающиеся по социальному статусу — (женаты, безработные, граждане Украины);

• малые социальные группы — (семья, производственные коллективы, друзья)

Типология социальных общностей

В основе типологии социальных общностей лежат различные критерии:

1.По качественно-количественному составу:

I. Массовые. Массовая общность –это тип социальной общности, включающей множество индивидов. МО характеризуются следующими признаками:

  1.  ситуативный способ существования, поскольку общность является неустойчивой вследствие случайного возникновения (пример: толпа на митинге);
  2.  Гетерогенный (разнородный) состав МО, т.е. в нее входят люди, относящиеся к разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным группам;
  3.  МО имеет размытые (открытые) границы, она не замкнута, к ней может подключиться любой желающий;
  4.  МО характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.

Образцами массовых общностей являются широкие социальные, политические, культурные движения – «зеленые», женские, против угрозы ядерной войны и т.д.;ассоциации и объединения по культурным, спортивным и другим интересам – клубы болельщиков спортивных команд. Также к массовым общностям следует отнести квазигруппы,отличительными чертами которых являются:

  1.  спонтанность образования;
  2.  неустойчивость взаимосвязей;
  3.  отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо прием или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.д.);
  4.  кратковременность совместных действий. Чаще всего квазигруппы существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

К квазигруппам относятся следующие социальные общности:

· аудитория;

· толпа;

· социальные круги.

Аудитория –социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором. В качестве коммуникатора могут выступать отдельные индивиды и группы, владеющие какой-либо информацией и доводящие ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или в других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие СМИ). Характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей составить общее мнение относительно какого-либо события.

Толпа –это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы проста — лидер и все остальные. Но, толпа – это нечто большее, чем простое объединение индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию. Толпы имеют следующие характеристики:

  1. внушаемость;
  2.  анонимность;
  3.  спонтанность 
  4.  неуязвимость.

Виды толпы:

1. по способу формирования:

  • а) случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой вследствие спонтанного возникновения (например ДТП). В этом виде толпы люди объединены незначительной целью, либо вовсе бесцельным времяпрепровождением, а также слабо эмоционально включены и могут свободно отделить себя от нее.
  • б) обусловленная толпа– заранее планирующееся и структурированное собрание людей. Поведение членов толпы находится под воздействием заранее установленных социальных норм (например, толпа на стадионе, в театре, на представлении ведет себя по-разному.
  • в) экспрессивная толпа организуется обычно в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей является целью и результатом (например, танцы, музыкальные фестивали и т.д.).

2. по способу поведения:

а) действующая толпа – это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. При исследовании социальных процессов этому виду толпы придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

формы действующей толпы:

  • - сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Действия направляются на какой-либо объект и носят кратковременный характер;
  • - восставшая толпа отличается от сборища тем, что поведение членов толпы менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Действия толпы в большинстве случаев непредсказуемы. 

Механизмы образования толпы, иррациональное и чаще деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов, в частности французского ученого Густава Лебона, предложившего в 1895 г. версию «коллективного устремления» и американского социолога Ральфа Тернера, разработавшего теорию «возникающих норм».

Социальные круги наиболее близки к устойчивым социальным группам. СК – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами.

Основные критерии, характерные для социальных кругов:

  1.  общая заинтересованность в теме дискуссии (например, кружки по интересам, футбольные болельщики, обсуждающие итоги матча, собрание людей, обсуждающих политические события и т.д.);
  2.  принадлежность к определенной субкультуре (круги бизнесменов, профессионалов, обсуждающих узкопрофессиональные вопросы).

Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

  • контактные круги – общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Контактные круги легко создаются, но также легко распадаются (например, вновь созданные студенческие группы, когда их члены начинают искать общие темы, интересы).
  • Профессиональные круги– это соц. Общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку, возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, встречах, совещаниях. Чаще профессиональные круги переходят в устойчивые социальные группы.
  • Дружеские круги – это соц.общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенными отношениями дружбы. Обычно это компании, собирающиеся время от времени и обсуждающие насущные проблемы.
  • Статусные социальные круги – это общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (например, круг аристократов, женские или мужские круги, круг пенсионеров и т.д.). Данный вид социальных кругов формируется по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается и формируется общественное мнение. Во-вторых, социальные круги являются основой для образования активно действующих социальных групп (например, образование политических партий (Фролов).

II. Групповые общности включают в себя определенную совокупность индивидов (не менее двух человек). ГО характеризуются следующими признаками:

  1.  ГО обладают устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования (например, – групповая общность студенчества);
  2.  Определяются четко выраженной гомогенностью (однородностью) состава. (Пример: всем индивидам, входящим в студенческую группу, присущи признаки принадлежности к ней);
  3.  Способность к выполнению совместной деятельности для достижения общих целей и задач;
  4.  ГО может входить в более широкие социальные общности (например, студенчество является частью социальной общности молодежи).

Массовые и групповые общности не следует противопоставлять друг другу. Они взаимодействуют между собой на различных уровнях в рамках общества, межгрупповых отношений, на уровне индивида.

В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобретают следующие критерии, объединяющие людей: собственность, доход, престиж, власть, статус.

Поэтому разновидностями социальных общностей являются классы, сословия, касты, социальные группы и слои.

2. По признаку проживания на определенной хозяйственно-освоенной территории выделяют:

I. Социально-территориальные общности

II. Демографические общности.

Эти общности характеризуются наличием экономических, социальных и политических связей м/д людьми в рамках пространственно-ограниченных социальных структур (население села, города и области.

Главной причиной возникновения социально-территориальной общности является разделение труда и распределение людей по тем или иным типам деятельности, что в конечном итоге обозначает закрепление людей за данным поселением. Социально-территориальные общности сохраняют способность к устойчивому существованию за счет социально-демографического воспроизводства населения. Социально-территориальная и социально-демографическая общности тесно взаимосвязаны.

Социально-демографические общности рассматривают на основе критерия пола и возраста (можно выделить такие общности как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры.

3. По признаку принадлежности к определенному этносу выделяют:

Этническая общность формируется на основе единства территории и экономической жизни. Реальная жизнь дает множество примеров того, что этническая общность в процессе своего развития может утратить признак общности территории (цыгане).

Выделяется 2 вида территориальных общностей:

  1.  Территориально-компактная этническая общность;
  2.  Территориально-разобщенная этническая общность.

Признаками этнической общности являются: язык, общение, особенности культуры, психологии и этническое самосознание, т.е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности.

Характерной особенностью этнической общности является противопоставление «мы» и «они».

Самое большое значение в единстве этнической общности имеют такие компоненты культуры как ценности, нормы, образцы поведения. Самосознание является интегративным показателем этнической общности.

4. по способу возникновения:

  1.  спонтанно возникшая общность;
  2.  институционально возникшая социальная общность.

Формальные и неформальные общности находятся во взаимодействии друг с другом.

Формирование спонтанных или неформальных общностей, которые несут в себе отрицательный заряд по отношению к обществу, как правило находятся под пристальным вниманием (демонстрации). Неформальные общности требуют внимания со стороны формальных.

5. по длительности существования:

  1.  общности, существующие на протяжении длительного времени;
  2.  общности, существующие на протяжении короткого времени.

Социальные группы

Социальная группа — объединения людей, имеющие общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальных групп

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия «социальная группа» включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, «групп на бумаге» и групп вообще. Такими свойствами являются:

  • социальная интеракция — активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;
  • стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);
  • сигнификация — коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг,общие названия, одежда,внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т.д.);
  • хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);
  • идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т.д.);

Виды социальных групп

По величине группы и способу взаимодействия ее членов выделяются большие, средние и малые группы, а также контактные (первичные)и дистанционные (вторичные).

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы (до 15 чел.), как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч. Х. Кули, где он проводил различие между ними. «Первичная (базовая) группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное.

«Вторичные группы» (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениям, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения. Общественные группы-это дружеские общения. Групп объединяющих людей множество у каждой есть общее дело и общая цель.

Малые группы классифицируют по следующим критериям. По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные.

По характеру совместной деятельности группы бывают:

  • практические (совместная трудовая деятельность),
  • гностические (совместная исследовательская деятельность),
  • эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей),
  • гедонические (досуговые, развлекательно-игровые),
  • непосредственно коммуникативные,
  • идеологические,
  • общественно-политические.

По критерию личностной значимости выделяют референтные и элитарные группы.

По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы.

7107
23.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.