AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Литературный процесс, его стадиальность

Литературный процесс, его стадиальность

Содержание

    Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой литературы. В объем понятия ЛП входят понятия: уровни ЛП, литературные дискуссии, литературные связи.

    Уровни ЛП :

    • Региональные (в Сибири, в Новосибирской обл., на юге России, и т.д.)
    • Зональный уровень (Сибирь Восточная, уральский лит.процесс)
    • Национальный уровень (в России в н.21 веке, франции, германии, канады и т.д. )

    Все это мировая литература.

    Литературные дискуссии (споры) – входят в объем понятия ЛП, обуславливают литературный процесс.  Дискуссии о путях развития русской литературы, о русской идее (есть ли она вообще как связь с культурой и лит-ой в мире), об акмеизме, о реализме (о статусе, объеме понятия, о содержании), об утопии, антиутопии и т.д.

    Литературные связи – 1 из знаков имманентности литературы. Связь между творчеством одного писателя и тв-ом других писателей. Руссо и Стендаль у Толстого в тв-ве, Шиллер в тв-ве Достоевского, Чехов в драматургии 20 века в зарубежной лит-ре.  Групповые связи – взаимопритяжение, отталкивание. В 19 в. До сегодняшнего дня ведутся споры о журнальных группировках.  Международные связи: Шекспир в России, русская литература в Японии и т.д.

    С ЛП в синхронии имеет дело критика.

    3 пласта:

    • Массовая литература, которая обозначается как тривиальная литература, паралитература (около, рядом, вблизи)
    • Беллетристика – основной слой ЛП, большинство хорошей литературы.
    • Литературная классика .

    Границы между беллетристикой и литературной классикой подвижны.

    Закономерности:

    Любой писатель живет в свое время, которое отражается в его произведении даже при условии, что писатель отстраняется от своего времени, политического режима. Жить в обществе и быть свободным от общества писатель не может. Вся социально-политическая жизнь в произведении так или иначе отражается (война, революция и т.д.). Каждое произведение – явление своего времени. Вся русская классическая литература, зарубежная, является показательной.

    История литературы – история философских идей, которые отражаются в произведениях.Произведения: Дефо и Свифт, Галсуорси и Метерлинк, Теккерей, Толстой и Достоевский, булгаков, платонов, Стругацкие и Бредбери. Художественная литература связана с миром, но  и знает свои закономерности, независимо от нелитературного ряда. Диалектика новаторства и традиций, смена литературных направлений. 

    Волновая концепция.   Реалистические сменяются нереалистическими и наоборот. Закон «отрицание - отрицание». Возрождение сменяется реалистическим направлением – отражение действительности. 

    Реализм и модернизм сложно сосуществуют. 17 век барочный, сентиментализм – преддверие романтизма, романтизм – необарокко, неоромантизм в 20 веке. Романтизм открывает двоемирие. Невидимый мир, в который устремлен романтический герой, устремляется в иной мир, т.к. не принимает реальный.

    Горделивый, мощный дух. Внутренним движениям отвечают степи, горы, моря и т.д. этот урок романтизма усваивает и модернизм, развивает его. Человек открывает в себе внутренние ресурсы. Иррациональность человеческой души, многомерность, - человек больше, чем о нем думают окружающие.

    Толстого и Достоевского называют иногда первыми людьми, как и Чехова.

    НОВАТОРСТВО. Все новое в искусстве, и в плане проблематики, и поэтики возможно как переосмысление консервативного. Нельзя ничего нового создать, не отталкиваясь от традиций. Постоянно развивающаяся, обновляющаяся традиция, она стабильная, лаконичная, выявляющая в себе новые черты. Жанр изменяется, трансформируется. Изменяется непрерывно - роман, поэма. Это касается и ритмики. В поэзии появляется верлибр, дольник, тактовик, новые типы лагаэдов, т.к. обновляются жанры вокруг, художники новое содержание пытаются облечь в новой форме. Форма становится самодостаточной, искусной. Футуризм – формализм, недолговечно. «Юбилейное» Маяковского, где определил свое место рядом с Некрасовым и Пушкиным. Поздний Маяковский - силлабо-тоник, оставаясь при этом Маяковским. Нет новаторства с установкой новаторство. Превращается в формализм крайнее новаторство. Крайность традиций – эпигонство. У каждого крупного имени есть всегда подражатели. Художники не могут не учитывать его достижения, идут фарватерами его открытий. Другое дело, что эпигонство становится самодостаточным. Крайняя степень эпигонства – плагиат.

    Стадиальность ЛП.  В 1994 в сборнике «Историческая поэтика» вышла коллективная статья «Категория поэтики в смене литературных эпох».

    СС. Аверенцев - античная литература, византийская, Андреев - западноевропейская, Гаспаров – ритмика, античная литература, Гринцер - дальневосточная, Михайлов - западноевропейская.

    Каждый на своем материале выявил преемственность литературы, потом все привели к общему знаменателю:

    3 стадии Литературного процесса:

    1. Архаический период – архаическая стадия до середины 1 тысячелетия до нашей эры.  Мифопоэтическое художественное сознание. Это миф, а не просто УНТ, которое не знает границы между реальностью и нереальностью, сном и явью. Анонимные художники говорят то, что думают, осмысляют. Это коллективное творчество. Нет рефлексии над словом (как, о чем пишут - не задумываются).

    2. Традиционализм – середина 1 тыс. до нашей эры. Литература Древней Грециии до середины 18 века. Стадию разбили на 2 этапа: до и после Возрождения. Индивидуальные стили намечаются, формируются жанры, первый этп можно обохзначить как «поэтика стиля и жанра». Мощное влияние стиля и жанра на словесность. До возрождения для литературы характерна анонимность, безличность. После Возрождения автор очень ярко заявляет о себе – Данте, Боккачо. Авторское заявляет во весь голос, расширяются права художественного вымысла.

    3. Эпоха просвещения  и романтизма до литературы наших дней – индивидуально авторская стадия. Со 2-й половины 18 века с периода развитого просвещения и романтизма индивидуальное творческое сознание, авторская инициатива становятся более значимыми. Сегодня ведущей является поэтика авторского стиля. Автор пишет «без оглядки»,  может пользоваться традицией, что учитывать, для кого стараться - не знает.

    Проблема прогресса в ЛП (много точек зрения). Многие считают, что прогресса нет, т.к. новые открытия не отменяют старое. В науке же прогресс мыслится в этой парадигме. Сначала открытие, потом новое открытие вбирает в себя предшествующее. Это составная часть, «матрешка». В искусстве нет такого. Гомера никто никогда не отменит, Данте, Рабле и т.д.

    Вопросы о программе снимаются, когда речь заходит о национальных литературах, которые получили письменность. Шорцы, казахи. До советского времени письменности не имели. Письменность – важный момент в осознании народом себя. В этом отношении прогресс есть, но это не решающий аргумент о прогрессе литературного процесса. В движении жизни появляется потребность в ее фиксации, потребность художественно зафиксировать и осмыслить это если относится к миру, как к свитку, тогда прогресс есть. Усложнение субъектной организации, ритмики, художественных приемов. Научная фантастика обозначает не только то, что сейчас есть, но и пытается проследить логику развития человечества.

    Метод – комплекс приемов и художественных средств для освоения действительности; способ познания ее. Абстрактное понятие, которое группирует вокруг себя много художников.

    Как соотносится понятие метод и направление. Не синонимы. Метод существовал всегда, т.е. художники обладали общими приемами, не осознавая это. Как только они начинают осознавать как и что они делают, возникают требования к себе и современникам. Появляются декларации, трактаты, в которых способы, приемы на поэтику выражаются.

    Впервые в ЛП это появилось в эпоху классицизма – 17 век. Это первое литературное направление в истории ЛП. Они впервые под творчество подвели определенную теоретическую базу, впервые творчество обретает определенную эстетическую платформу, которая выражается в трактате Буало «Поэтическое искусство». У просвещения и романтиков тоже потом появляются трактаты. В 19-20 вв. появляются парадоксальные явления – программа есть, а творчество незначительно. Течения появляются в рамках направления. Барочные, просветительские, романтические течения.

    Стиль – реализация художественного метода или художественного направления. Воплощение метода, направления в творчестве художника. Понимают как конкретное воплощение метода и направления в творчестве художника. Стиль понимается как художественный мир того или иного писателя в широкое понимание, уже – стиль художественного произведения. Как комплекс или набор этих приемов.

    24.11.2016, 2093 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.